Типы занятий и методы обучения
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ |
||
Структура занятия |
Методы обучения |
|
I. Занятия первичного усвоения знаний |
||
1. Обоснование значения изучаемой темы и цели занятия. План занятия. 2. Последовательное изучение учебного материала по намеченному плану. 3. Обобщение и закрепление основных положений по каждому пункту плана, выводы. 4. Выявление степени понимания студентами изучаемого материала, уточнение отдельных выводов и положений, ответы на вопросы. 5. Задание на дом.
|
Изложение, рассказ, объяснение с применением наглядных пособий (информационный). Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный). Беседа, объяснение (репродуктивный).
Объяснение. |
|
II. Занятия усвоения знаний на основе имеющихся |
||
1. Значение темы и цели занятия 2. Воспроизведение основных положений изученного материала на предыдущих занятиях материала и домашнего задания. 3. Организация деятельности по изучению нового материала.
4. Проверка качества, закрепление и обобщение изученного, выводы. 5. Задание на дом. |
Беседа с элементами самостоятельной работы (репродуктивный). Объяснение и самостоятельная работа; рассказ (изложение) с применением наглядных пособий (частично-поисковый, проблемный или исследовательский). Беседа, сообщения студентов, обсуждения; упражнения (репродуктивный). Объяснение. |
|
III. Занятия совершенствования и закрепления знаний |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятия. 2. Организация деятельности студентов по использованию имеющихся знаний. Дополнительное изучение источников, наблюдения.
3. Выявление степени понимания студентами учебного материала, уточнение отдельных положений и выводов с одновременной проверкой и оценкой качества усвоенных знаний. 4. Задание на дом. |
Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследований). Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный).
Объяснение. |
|
IV. Занятие систематизации и обобщения знаний |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятия. 2.Получение новых знаний путем постановки и решения проблем, основанных на обобщении и систематизации имеющихся знаний. 3. Поэтапное обсуждение хода решения проблемы, подведение итогов, выводы. 4. Оценка действий, знаний и умений. 5. Задание на дом (в случае неполного усвоения знаний или незавершенности работы). |
Объяснение и самостоятельная работа; лекции с фрагментами кино-, видео- или диафильма (частично-поисковый, проблемный).
Беседа, дискуссия (репродуктивный, частично-поисковый).
Объяснение. |
|
V. Занятие применения знаний, умений и навыков |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятия. 2. Воспроизведение необходимых знаний и умений, проверка их качества. 3. Постановка и решение познавательных и практических задач. Выполнение письменных, учебных, графических заданий, постановка опытов. 4. Проверка и анализ результатов работы, ее оценка. 5. Исправление ошибок, устранение пробелов в знаниях и умениях. 6. Задания на дом. |
Беседа с использованием наглядных пособий (репродуктивный). Объяснение и самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, проблемный или исследовательский) Обсуждение, дискуссия (репродуктивный). Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный) Объяснение. |
|
VI. Занятие формирования умений и навыков |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятия. 2. Воспроизведение необходимых знаний. 3. Сообщение или самостоятельное приобретение дополнительных сведений. 4. Формирование умений и закрепление их путем упражнений. 5. Проверка и оценка умений и навыков. 6. Задание на дом. |
Беседа (репродуктивный). Изложение или объяснение, самостоятельная работа, (информационный). Самостоятельная работа, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый). Обсуждение выполненных работ (репродуктивный). Объяснение. |
|
VII. Занятие проверки и оценки знаний, умений и навыков |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятия. 2. Постановка вопросов, проблем, выдача заданий. Ответы, сообщения студентов, выполнение заданий, решение познавательных и практических задач. Анализ и оценка ответов сообщений и результатов работы. 3. Подведение итогов, исправление ошибок. 4. Задание на дом. |
Объяснение, беседа, обсуждение; самостоятельная работа (репродуктивный, частично-поисковый, проблемный с элементами исследовательского). Беседа, объяснение (репродуктивный, информационный). Объяснение. |
|
VIII. Комбинированное занятие |
||
1. Значение темы и цели занятия. План занятий. 2. Проверка качества знаний, умений и навыков (повторение и закрепление изученного ранее, подготовка к восприятию нового). 3. Получение новых знаний. 4. Применение и первичное закрепление знаний, выработка умений и навыков.
5. Обобщение и проверка качества усвоения знаний, умений и навыков. 6. Задание на дом. |
Беседа, обсуждение с элементами самостоятельной работы (репродуктивный). Различные сочетания словесного, наглядного и практического методов (информационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский). Беседа с элементами самостоятельной работы (репродуктивный). Объяснение. |