Дидактические обучающие комплексы.
Для комплексного методического обеспечения учебного процесса необходима оптимальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих учебные планы, программы, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учебники и пособия, пособия по методике преподавания, частные методики, справочники, сборники задач, наглядные пособия, тренажеры, технологическая документация и др.
В настоящее время в проблеме активизации познавательной деятельности студентов возникли новые аспекты - это дидактическое единство усвоения системы знаний и развитие творческой познавательной деятельности. Речь идет о создании дидактических средств обучения, которые должны разрабатываться по каждой теме дисциплины, по каждому занятию.
Дидактические обучающие комплексы - совокупность средств обучения, используемых на различных этапах учебно-познавательного процесса и обеспечивающих единство педагогического воздействия.
Создание дидактических обучающих комплексов не исключает необходимости применения в ходе теоретической профессиональной подготовки других средств обучения.
Цели разработки системы дидактических обучающих комплексов:
Классификация дидактических обучающих комплексов
(по характеру структуры формируемой профессиональной деятельности)
1.Формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажеры, стенды, макеты, полигоны и т.п.). |
2.Формирующие образные компоненты деятельности (кино- и видеофильмы, диапозитивы, диафильмы, кодограммы, слайды и т.п.) |
3.Формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы). |
Требования, предъявляемые к дидактическим обучающим комплексам:
1. Входящие в состав дидактических обучающих комплексов средства обучения должны способствовать лучшему усвоению как теоретических знаний, необходимых для высокопроизводительного труда, так и практических навыков производственной деятельности;
2. Создаваемый дидактический обучающий комплекс должен обеспечить возможность моделирования технико-организационных условий выполнения различных операций и работ, характерных для данной специальности;
3. Конструктивные особенности создаваемых средств обучения (макеты, модели, приспособления, инструменты и т.п.) должны обеспечить возможность отработки типовых операций, элементов производственного процесса, создавать условия, обеспечивающие возможность отработки в лаборатории, мастерских приемов выполнения типовых операций с применением прогрессивных конструкций инструментов, оснастки и оборудования;
4. Номенклатура средств, входящих в дидактический обучающий комплекс, должна обеспечивать формирование разных по характеру профессиональных навыков: технико-организационных, умственных, сенсорно-двигательных. Должна обеспечиваться возможность формирования рациональных методов труда. Можно порекомендовать преподавателю форму регистрации по каждому занятию или теме планируемых, разрабатываемых и разработанных средств обучения. Этот документ значительно облегчает творческую деятельность преподавателя.
5. Разрабатываемые системы дидактических комплексов должны иметь серьезное научно-педагогические обоснование и отвечать принципу необходимости и достаточности: преподавателю делать только то, что требуется для подготовки и проведения занятий. Полностью исключить дублирование программного материала, предусмотреть технику исполнения, оформления, удобные формы работы и хранения информации, исключить потери времени.
Эффективность дидактических обучающих комплексов.
1. Даются указания, организующие действия студентов;
2. Процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;
3. Знания не передаются в готовом виде, организуется активная мыслительная деятельность, развивается творческая активность и самостоятельность студентов;
4. Повышается доступность обучения;
5. Повышается темп изложения программного материала;
6. Утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию;
7. Переключение сэкономленного времени на творческую деятельность, увеличение доли времени на самостоятельную работу;
8. Создаются предпосылки создания (на начальном этапе работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кабинета;
9. Обеспечивается возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, на их ускоренное формирование, на выполнение разнохарактерных заданий, освоение рациональных форм организации учебного труда. Труд студентов становится более качественным и производительным, резко сокращаются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни;
10. Приближается теории к практике;
11. Изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией (показом) преподавателя;
12. Изменяется характер деятельности студента на всем протяжении занятия. Происходит постоянный переход от словесного и текстового объяснения к модели - к динамическому плакату - к электрифицированному стенду - к учебному кино - или видеофильму - к действующему приспособлению, инструменту, станку - к проверке знаний студентов с применением простых контролирующих устройств, ЭВМ или компьютерной техники.
Этапы создания системы дидактических обучающих комплексов.
1. Анализ учебной программы дисциплины.
2. Отбор содержания обучения.
3. Составление паспорта кабинета.
4. Разработка перспективно-тематических планов учебных занятий.
5. Создание банка идей (накопительные папки преподавателя по каждой теме или занятию).
6. Подготовка системы дидактических материалов.
7. Изучение педагогический, методической, специальной литературы по интересующей проблематике.
8. Создание системы индивидуальных методических папок студентов.
Состав дидактических обучающих комплексов.
Научно-педагогической основой дидактических обучающих комплексов является системная дидактика. Система комплексов включает: методические комплексы каждого конкретного занятия, темы, учебной дисциплины, специальности.
Дидактический обучающий комплекс занятия.
Составляющие комплекса:
1. Цели занятия:
1.1. Цели обучения (дидактические) и цели воспитания (воспитательные). Цели нужно задавать диагностично, предполагая в формулировке возможности объективной проверки их реализации, выявление причин недоработок и установление путей их устранения. Требованию диагностичности отвечает выражение целей по содержанию и структуре учебной информации с помощью учебных элементов, а по качеству усвоения - посредством уровней усвоения.
2. Перспективно-тематический план занятия. Информация дана в блоке "Перспективно-тематическое планирование занятий".
3. Наглядные пособия как средства обучения, создающие зрительные представления об изучаемых объектах, явлениях и процессах, являются ценнейшим источником знаний для студентов в вопросах познания теории и практики обучения. Подробнее смотри блок "Наглядные пособия".
4. Материалы, руководящие и регламентирующие поэтапную деятельность студентов в течение планового времени. Деятельность преподавателя протекает синхронно с деятельностью студентов и в полном соответствии с планом занятия (в идеале подготовительная разработка занятия ведется детально и последовательно, на основе реальных возможностей, квалификации и опыта преподавателя по разработанному преподавателем сценарию). Названные материалы подробно изложены по каждому этапу занятия в прилагаемом плане (см. пункт 2).
Это материалы, связанные с актуализацией знаний студентов; материалы, способствующие реализации способов изложения программного материала, закрепления, разных форм контроля, самостоятельной работы и т.д.
Дидактический комплект каждого занятия должен быть строго систематизирован. Преподаватель специально для себя оформляет отдельную папку (для каждой темы), а для студентов создаются специальные методические папки (смотри блок "Индивидуальные методические папки студентов").
Другие средства (модели, образцы, плакаты, инструменты, механизмы и т.п.), входящие в состав дидактического обучающего комплекта, сосредоточены в методических секциях шкафов, ящиках столов, стеллажах кабинета.
Учебная программа дисциплины является основным руководящим материалом для преподавателя. На основе анализа учебной программы, отбора содержания образования и государственного образовательного стандарта преподаватель создает паспорт дисциплины (специализированного кабинета). Некоторые преподаватели оформляют методическую карту дисциплины. Форма названных документов, содержание и методика разработки их - по усмотрению преподавателя. В любом случае этот документ должен быть компактным проектом, вобравшим в себя дидактические комплекты всех учебных плановых занятий по дисциплине. Он может, в принципе, заменить календарно-тематический план.
К учебным и методическим материалам относятся: учебники, пособия, задачники, сборники упражнений, методические указания по лабораторным и практическим работам, курсовому и дипломному проектированию, методические разработки и т.д. Названное также должно составлять дидактический комплект, для чего необходимо в кабинете иметь достаточное количество материалов на каждого студента.
Материалы для текущего, рубежного и итогового контроля - это контрольные задания, тесты, экзаменационные билеты. Каждый материал должен занимать свое место в структуре программного материала.
Материалы внеклассной работы по дисциплине требуются при организации и проведении кружковой работы (по дисциплине), по техническому творчеству студентов, конкурсов мастерства, предметных недель, олимпиад, научно-технических конференций, при планировании разработки докладов и рефератов. Названные материалы и перечень на них также хранятся в потемной папке преподавателя.
Дидактический обучающий комплект по отдельным темам дисциплины необходимо ежегодно просматривать, корректировать, обновлять.