Методы и приемы теоретического обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов
Метод |
Назначение метода |
Содержание учебной деятельности |
Приемы учебной работы |
Информационный |
Восприятие, осмысление и запоминание информации студентами |
Сообщение преподавателем определенных сведений; демонстрация изучаемых объектов, схем, чертежей, наглядных пособий; использование технических средств обучения в целях обучения или закрепления нового материала. Самостоятельное изучение студентами учебного материала на основе использования учебников и наглядных пособий |
Слуховое и зрительное восприятие учебного материала. Запись под диктовку основных положений изучаемого, цифр; зарисовка предлагаемых преподавателем рисунков, схем, опорных конспектов, отражающих внешние и внутренние связи излагаемого. Чтение учебника. Просмотр кинофильмов. Заполнение несложных таблиц. Повторное изучение учебного материала по заданному плану или опорным конспектам |
Репродуктивный |
Неоднократное воспроизведение студентами сообщенных им знаний; формирование у них умений |
Постановка варьируемых вопросов на воспроизведение ранее изученных сведений; обобщающая беседа; обзорная лекция. Применение для воспроизведения знаний и умений системы учебно-наглядных пособий и технических средств. Самостоятельная работа студентов по воспроизведению полученных ранее знаний и первоначальных умений |
Неоднократное использование определенного теоретического материала с целью объяснения нового. Неоднократное узнавание демонстрируемых, изученных ранее объектов, повторное наблюдение за их работой; устное, письменное или графическое описание их. Решение задач по образцу, воспроизведение опытов и лабораторных работ. Упражнения в выполнении алгоритмизированных заданий программированного обучения. Упражнения по овладению отдельными приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т. д.). Выполнение практических действий по образцу. |
Частично-поисковый или эвристический |
Самостоятельное выполнение студентами отдельных шагов и этапов в решении проблем и исследованиях, с постепенным усложнением действий |
Проведение эвристической беседы, лекции с применением учебно-наглядных пособий и технических средств обучения. Самостоятельная частично-поисковая работа студентов. |
Формирование у студентов умений видеть проблему, овладение ими ходом логического рассуждения; привлечение их к доказательству отдельных частей проблемы, предложенной преподавателем, к обсуждению и формированию гипотез, построению выводов. Привлечение имеющихся у студентов знаний для создания новых представлений и понятий, объяснения поставленных проблем; теоретическое обоснование необходимости тех или иных практических действий. Осуществление частичного самостоятельного поиска: выявление наиболее существенных сторон изучаемого материала, его внутренних и внешних связей, общих закономерностей. Анализ собственной познавательной деятельности. Решение задач и выполнение заданий новыми способами. |
Проблемный |
Овладение студентами логическими приемами научного доказательства; усвоение ими новых знаний и формирование у них новых способов деятельности путем решения проблемных задач. |
Проблемное изложение учебного материала (рассказ, беседа, лекция), воспроизводящее ход научного доказательства; разрешение проблемных ситуаций студентами с помощью преподавателя; создание проблемы преподавателем и самостоятельное решение ее студентами; постановка и решение проблемы студентами. Использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения как основы для постановки и решения проблемы или ее части. |
Использование логических операций (анализ, синтез, сравнение, вычисление, абстрагирование и т. п.) в процессе постановки и решения проблемных задач. Постановка проблем на основе наблюдений за демонстрируемыми объектами, опытами. Использование знаний, полученных при изучении различных предметов. Прогнозирующие рассуждения до начала решения задач. Решение задач с излишними и недостающими данными, конструкивно-технических и технологических. Поиск наиболее рациональных приемов и способов решения задач. Самостоятельное составление проблемных задач. Обоснование выводов и следствий из установленных закономерностей. |
Исследовательский |
Поисковая творческая деятельность студентов по решению новых для них проблем в процессе исследования; овладение этапами исследовательских работ. |
Объяснение и инструктаж к исследованию. Использование специальных инструментов и оборудования в целях наблюдения и обработки данных. Самостоятельная теоретическая и практическая деятельность студентов; постановка опытов, сбор данных, объяснение и оформление выводов. |
Обоснование необходимости проведения исследований. Определение целей и задач проведения наблюдений или опытов. Формулирование гипотез. Выбор средств наблюдений. Составление плана наблюдений. Постановка и проведение опытов. Регистрация свойств и связей изучаемых объектов. Научное объяснение и описание полученных результатов. Теоретические и практические выводы, отражение их в виде формул, графиков, схем, таблиц, модели изучаемого объекта. Проверка правильности решения. Проверка мысленного эксперимента. |