Содержание деятельности преподавателя и студента при использовании методов обучения, классифицируемых по уровням познавательной деятельности
Краткое содержание метода |
Деятельность | |
преподавателя |
студента |
|
1.Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) Назначение метода - организация усвоения информации студентами путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Наиболее экономный метод передачи студентам обобщенного и систематизированного опыта человечества. |
Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, кино-, диа-, и видеофильмов. Широкое использование беседы, демонстрации опытов и т.д. |
Восприятие, осмысление и запоминание сообщаемой информации. |
2.Репродуктивный Назначение метода - формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. |
Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов и программированного обучения). |
Овладение приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий. |
3.Проблемный Назначение метода - раскрытие в изучаемом материале различных проблем и показ способов их решения. |
Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед студентами. Формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений, логического умозаключения. |
Восприятие, осмысление, запоминание готовых научных выводов, прослеживание за логикой доказательств, за движением мыслей преподавателя (проблема, гипотеза, доказательство достоверности выдвинутых предположений). |
4.Эвристический (частично-поисковый) Назначение метода - постепенная подготовка студентов к самостоятельной постановке и решению проблем. |
Подготовка студентов к поставленной проблеме, показ им, как находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов. Широко применять эвристическую беседу с постановкой в ней системы взаимосвязанных вопросов для пошагового решения проблемы. |
Активное участие в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д. |
5.Исследовательский Назначение метода - обеспечить овладение студентами методами научного исследования, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой деятельности студентов по решению новых для них проблем. |
Предъявление студентам новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. |
Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождение способов их решения и т.д. |