Индивидуальные методические папки студентов
как средство развития познавательной активности
студентов в учебном процессе
Перед профессионально-педагогическими учебными заведениями стоит задача развития познавательной активности студентов. Это влечет необходимость пересмотра ряда методов, форм и методических приемов при проектировании процесса обучения, для которого исходными позициями являются цели и содержание обучения.
В соответствии с поставленной задачей создается:
1. Паспорт учебного кабинета (дисциплин), в котором учтен весь материал, необходимый для материально-технического и методического оснащения каждого учебного занятия;
2. Предпосылка для подготовки системы дидактических средств, необходимых для совершенствования проводимых (проектируемых) занятий;
3. Необходимость комплексного планирования учебного процесса, проектирования отдельных занятий и системы в целом потребовало разработки перспективно-тематического плана учебных занятий;
4. Предпосылка для разработки системы методических средств, необходимых для эффективной организации и проведения процесса обучения;
5. Стройная система работы с раздаточным материалом, которая ведет студентов от одного элемента учебного материала к другому, способствуя при этом сохранению целостности, ритмичности и стройности учебного занятия. Т.е. все материалы, используемые на конкретном занятии объединены в одно логическое целое.
Индивидуальная методическая папка студента содержит материалы:
1. Лист ориентации занятия (план урока для студента), в котором указываются:
2. Карточки-задания на устное и письменное повторение ранее изученного материала;
3. Схемы-плакаты индивидуального пользования при актуализации знаний, изучении нового материала, повторении и закреплении;
4. Карточки-задания группового, вариантного и индивидуального закрепления пройденного программного материала;
5. Билеты программированного контроля знаний студентов (машинный и безмашинный варианты);
6. Задания поисково-творческие, выполняемые частично на занятии, частично - в порядке домашнего задания;
7. Чертежи, схемы, рисунки, шаблоны, другие материалы.
Названные материалы пронумерованы и расположены в последовательности, соответствующей плану проведения занятия.
К каждому занятию готовятся два набора средств обучения:
для демонстрации перед учебной группой |
для демонстрации на рабочих местах студентов |
1. Действующая технологическая оснастка, конструкции инструментов, действующие модели. 2. Плакаты, изготовленные в ходе технического творчества (увеличенный масштаб в сравнении с типографскими). |
1. Индивидуальная методическая папка студента. 2. Натуральные образцы инструментов, приспособлений, механизмов, моделей, динамических объемных наглядных пособий. |
Названные пособия должны использоваться в логической последовательности, содержанием своим дополняя друг друга и обеспечивая студентам быстрое и качественное усвоение программного материала.
Процесс демонстрации построен так, что потери времени на смену дидактических средств сведены к минимуму, или полностью отсутствуют. Это достигается за счет организации рабочих мест каждого студента, рабочего места преподавателя и системы эффективных пультов управления техническими средствами обучения.
В помощь преподавателям выпущено большое число разных методик, разработок по подготовке и проведению занятий, но совершенно не издавались материалы, помогающие студентам наиболее коротким путем усваивать и прочно закреплять в ходе самостоятельной работы материал занятия. Индивидуальные методические папки оказывают студентам значительную помощь. Работа с такими папками повышает интерес и ответственность каждого студента за свою работу на занятии, способствует проведению занятий на высоком организационном и методическом уровнях, что обеспечивает активную познавательную деятельность каждого студента на занятии.
Технология работы с индивидуальной методической папкой студента
С первых минут занятия рассматриваемый обучающий комплект дает установку студенту на активную работу. Преподаватель оформляет журнал, а студенты в это время знакомятся с планом занятия - листом ориентации, записывают в конспект тему занятия, изучаемые вопросы, рекомендуемую литературу, осмысливают поставленные учебно-воспитательные цели. В зависимости от характера изучаемого программного материала занятие может иметь разное начало: например, актуализация основных вопросов с целью вовлечения всего коллектива группы в активную работу в форме развернутой беседы, в атмосфере проблемных ситуаций, экспресс-повторения и т.п.
Возможно решение одной (на всю группу) или нескольких (четыре, допустим, варианта) задач разного характера с последующим анализом результатов этой работы и выставлением оценок.
В случае, когда планируется повторение пройденного материала, организуются разные формы контроля знаний студентов. Преподаватель должен так организовать этот фрагмент занятия, чтобы студенты, не занятые при опросе, были задействованы решением разных заданий: практических, программированных, проблемных, творческо-поисковых. Вся группа находится в работе - перед каждым поставлена задача. Имеется возможность выставления большого количества оценок, а наиболее активным студентам - две и более в течение одного занятия. Работая охотно с индивидуальными схемами - плакатами, комплектами разноплановых карточек-заданий, большим количеством иллюстративного материала, студенты видят возможность проверить свои практические знания и умения, применить теоретические положения, органически связать теорию с практикой.
Интенсивному изложению программного материала способствует системно и логически выстроенный в папке комплект средств обучения, позволяющий внести в процесс познания принципы дидактики: доступность обучения, максимальная наглядность (ни одного вопроса без наглядности!), оперативная обратная связь, индивидуализация процесса обучения.
Фрагмент занятия-закрепления можно проводить по схеме:
Выводы. Системное представление программного материала позволяет наметить формы и методы усвоения этого материала. Создана цепочка (система) взаимосвязанных структурных элементов занятия, позволяющая формировать высокие конечные результаты обучения - системные знания, развитое техническое и профессиональное мышление.
Индивидуальные папки
Наименование |
Разработано |
Оформлено |
Кол-во листов |
Отпечатано |
Размножено |
|
План занятия |
|
|
|
|
|
|
Лист ориентации занятия |
|
|
|
|
|
|
Плакаты |
|
|
|
|
|
|
Индивидуальные схемы- плакаты |
|
|
|
|
|
|
Модели |
|
|
|
|
|
|
Слайды |
образцы деталей |
|||||
Кодограммы |
|
|
|
|
|
|
Диафильм |
|
|
|
|
|
|
Кинофильм |
|
|
|
|
|
|
Карточки-задания №1, 2 (объяснение) |
|
|
|
|
|
|
Карточки-задания “А” (закрепление групповое) |
|
|
|
|
|
|
Карточки-задания “Б” (закрепление по вариантам- 4 задачи) |
|
|
|
|
|
|
Карточки-задания “В” (закрепление индивидуальное) |
|
|
|
|
|
|
Карточки-задания “Г” (задание на дом) |
|
|
|
|
|
|
Карточки индивидуального контроля знаний |
|
|
|
|
|
|
Карточки- задания “Д” МПО |
|
|
|
|
|
|
Карточки- задания “Е” БМПО (30х4- практический материал) |
|
|
|
|
|
|
Карточки- задания “Ж” (самостоятельная работа студентов на занятии - 4 задачи) |
|
|
|
|
|
МПО - машинный программированный опрос.
БМПО - безмашинный программированный опрос. большой выбор продукции: грунтовка РіС„-031 эмаль, краски - консультация покупателям . Отправьте заявку РЅР° онлайн-оценку авто, романтическая фотосессия.