Подготовка инженера-педагога к занятиям.
Каждое занятие должно вносить конкретный вклад в формирование профессионально значимых качеств личности студента, решать задачи обучения, воспитания и развития.
Особенности инженерных дисциплин, влияющих на содержание и характер подготовки преподавателя к занятиям:
Свободное владение содержанием учебной дисциплины позволяет преподавателю концентрировать свои усилия во время занятия на наблюдении за ходом познавательной деятельности студентов, дает возможность управлять их творческой деятельностью. Только в этом случае возможно овладение педагогическим мастерством;
Таким образом специфика инженерных дисциплин требует от преподавателя как методологических, так и широкоаспектных инженерных знаний, а также специальной педагогической подготовки, знаний дидактики, теории воспитания, психологии, основ профессиональной педагогики, методики преподавания профессионально-технических дисциплин и производственного обучения.
Подготовка инженера-педагога к занятию
по инженерной дисциплине.
План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно-тематического плана. В широком смысле - нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:
- регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;
Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.
Изученный “чужой” опыт можно использовать в качестве “строительного материала” в процессе создания своей системы работы, своего опыта.
Процесс разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по инженерной дисциплине. Обязательно нужно учитывать подготовленность студентов, наличие и состояние учебной, материальной и методической баз кабинета. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой - элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие - результат многолетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения.
Начинающему инженеру-педагогу весьма важно первоначально освоить процесс целеобразования, имеющую первостепенное значение для целостного подхода к планированию занятия. РџРѕРёСЃРє Рё РїРѕРґР±РѕСЂ персонала среднего Рё высшего звена, видеофоны.