Педагогическое проектирование -
- механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. Оно позволяет оптимизировать деятельность инженера-педагога. На проектирование затрачивается примерно 28% - 30% рабочего времени. Благодаря проектированию учебно-воспитательный процесс становится технологичным. Для педагога - это искусство, требующее большого напряжения сил, чувств, сложнейшей работы души. Оно всегда индивидуально, опирается на артистичность, изобретательность, вдохновение, оригинальность педагога. Оно обладает художественными качествами. Проект должен быть красивым, гармоничным, впечатляющим. Педагог должен красиво переходить от одного метода к другому, находить оригинальную связь материала занятия с жизнью, гармонировать со станком при обтачивании образца - это и есть эстетические качества проекта. Не зря в ходе проектирования используются музыкальные записи, юмор, стиль одежды.
Анализ объекта проектирования - четко уяснить, что проектируем - педагогическую систему, педагогический процесс или педагогическую ситуацию. Каждый из этих объектов сложен, многопланов, со своей структурой и внутренними связями. Чем сложнее объект, чем шире его анализ.
Теоретическое обеспечение проектирования - изучение научных исследований; поиск теорий, на которые можно опереться в проектировании более совершенных педсистем, процессов или ситуаций, поиск информации: об опыте деятельности изучаемых объектов в других местах; об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов, того или иного решения педситуаций.
Методическое обеспечение проектирования - создание инструментария проектирования: подготовка схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических процессов или ситуаций (разнообразный материал по отдельной теме, фрагменту). В поурочную папку входят: карточки взаимосвязи общеобразовательного и профессионального обучения, документальный материал, доклады, разработки студентов, наглядные пособия или их картотека, карточки-задания для самостоятельной работы студентов и т.д.
Пространственно-временное обеспечение проектирования - любой педагогический проект получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство. Т.е. нужно проектировать только такие действия и компоненты, которые дают эффект именно в данной точке пространства и в данное время. (Уроки по спецтехнологии нужно проводить в специализированном кабинете, а не в кабинете математики).
Пространственное обеспечение проектирования - это определение (подготовка) оптимального места для реализации данной модели, проекта или конструкта, учет влияния места на осуществление систем, процессов или ситуаций. Любая модель, проект или конструкт привязываются к конкретному пространству. (Спортсмены - спортзал, стадион; артисты - сцена).
Временное обеспечение проектирования - соотношение проекта со временем по объему, т.е. вмещающиеся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д. Время наполняется умещающейся в нем деятельностью. Время действия педагогических систем, процессов или ситуаций - это социальная ценность, средство управления образовательным процессом, критерий оптимальности. Через время педагогические системы, процессы и ситуации делаются динамичными, развивающимися. Время деятельности педагога собственно педагогическое, время студента творчески преобразуемое и индивидуально-психологическое время последствия педагогических явлений в формирующейся личности.
Материально-техническое обеспечение
Правовое обеспечение проектирования - создание юридических основ или их учет при разработке деятельности студентов и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. датчики измерения температуры . интересные факты о новом годе.