Перспективно-тематическое планирование занятий.
Планирование, как фактор эффективности современного учебного занятия, лежит в основе управления познавательной деятельностью студентов, играет ведущую роль в достижении преподавателем поставленных целей обучения.
Педагогическая наука и практика доказали, что успех обучения определяется в значительной степени созданием системы учебных занятий.
Введение в практику педагогического процесса системного перспективно-тематического планирования учебных занятий, на фоне уже применяемых активизирующих методов обучения, позволяет комплексно решать проблемы обучения, целенаправленно, систематически и планомерно координировать все сферы воздействия на студентов, на их сознание, волю и чувства. Оно строится с учетом проблемности обучения, сочетания коллективного обучения с индивидуальным подходом, сочетания педагогического контроля с самоконтролем студентов.
Суть планирования - заблаговременное, рациональное распределение материала каждой темы по занятиям и в определении для каждого занятия соответствующих его содержанию системы методов обучения и учебных средств.
Цель перспективно-тематического планирования:
Планирование предполагает включение в учебный процесс всех его основных звеньев: актуализация материала, сообщение нового материала, систематизация, закрепление и совершенствование знаний студентов, практическое применение усвоенного учебного материала, формирование у студентов умений и навыков, контроль за качеством знаний, умений и навыков.
Отбор содержания программного материала - важнейший компонент перспективно-тематического планирования. Здесь: вычленяются ведущие идеи, понятия, закономерности, мировоззренческие идеи, значимые факторы, исторические, политические, практические сведения. Важно предусмотреть связь с ранее изученным и логику объяснения материала. Установить, какие новые знания, умения и навыки должны усвоить студенты, последовательность их формирования. Такая форма планирования помогает разнообразить методику ведения занятий, продумывать формы организации учебной деятельности, виды самостоятельной работы студентов.
Чрезвычайно важным является распределение времени на организующую, контролирующую и информационную части занятия.
Правила распределения программного материала (поурочные):
Научно обоснованный реальный план может быть составлен только на основе перспективы. Перспектива занятия - продукт сложной познавательно-исследовательской деятельности преподавателя.
Перспективный план занятия - своего рода организационный чертеж программного материала, где учтены все компоненты системы занятий, рассчитана логика учебного процесса, соблюдена преемственность содержания и методов обучения, проектируется формирование личности будущего специалиста, здесь реализуется принцип педагогического предвидения.
Компоненты плана преподаватель определяет в зависимости от учебной дисциплины и содержания программного материала темы, учебно-материальной базы кабинета, уровня подготовки студентов. План является связующим элементом в системе учебно-планирующей документации между развернутым учебным планом и планами отдельных занятий теоретического обучения.
Занятие следует начинать с объяснения его учебной цели и содержания. В этом случае студенты рассматривают изучаемый материал занятия как очередную ступень к достижению профессиональных знаний и мастерства, создается мотивация учения, появляется сознательное и устойчивое стремление к решению познавательных задач.
Не определив и не сформулировав конечную цель, нельзя эффективно организовать учебно-воспитательный процесс, построить логическую структуру дисциплины, обосновать ее содержание, выбрать адекватные формы и методы обучения и контроля, управлять процессом усвоения знаний и формирования умений.
Определение целей и задач обучения.
При перспективно-тематическом планировании следует исходить как из содержания программного материала, так и из педагогических задач его изучения, учитывая, что необходимо реализовать каждую функцию обучения.
Дидактическая цель очередного занятия определяется содержанием материала программы. Преподаватель указывает в плане на обучающую, развивающую и воспитывающую функции занятия (какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках студентов; какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят студенты; какие качества личности будут формироваться). Этот раздел плана, где устанавливаются ориентиры по усвоению новых понятий и способов действия - важнейший, на него, как правило, отводится большая часть занятия.
Развивающая цель. Решаемые на занятии задачи развития студентов могут носить разносторонний характер, который, в первую очередь, определяется задачами конкретной дисциплины. Здесь можно выделить следующие цели: развитие умения выделять главное в изучаемом материале, составление кинематических схем, выполнение сравнительного анализа какого-либо процесса, заполнение таблицы на основе исходных данных, развитие самостоятельности в мышлении и учебной деятельности и т.п.
Воспитательная цель. Эта задача связана с формированием научного диалектико-материалистического мировоззрения, трудовым и эстетическим воспитанием студентов; учить сравнивать и обобщать изучаемые законы, явления и факты, устанавливать причинно-следственные связи между ними, логически излагать свои мысли; учить образному мышлению - пространственным представлениям, творческому подходу к любому делу.
Задачи обучения применительно к основным звеньям учебного процесса можно сформировать следующим образом:
- изложение нового материала: "Дать понятие . . .", "Объяснить сущность... (закона, процесса, явления)", "Ознакомить с устройством . . .", "Изучить взаимодействие . . ." и т.п.; - закрепление, совершенствование знаний: "Обобщить материал . . .", "Закрепить знания студента . . .", "Повторить материал . . .", "Углубить знания" и т.п.;
- применение знаний - "Практически изучить способы...", "Ознакомить студентов с практическими способами . . ." и т.п.;
- при учете и контроле знаний: "Проверить усвоение студентами основных понятий . . .", "Подвести итог изучения темы . . ." и т.п.
Все учебные задачи взаимосвязаны. Подобные системы задач обучения должны служить основой для организации и постепенного усложнения учебно-познавательной деятельности студентов, выбора методов и приемов обучения.
Типы занятия. Указание типа занятия способствует реализации принципа педагогического предвидения. В зависимости от уровня подготовленности группы и избираемых методов преподавания, занятие определяется как проблемное или непроблемное. Проблемное может проводиться в виде развернутой беседы, лекции, рассказа в сочетании с экскурсией, рассказа в сочетании с экспериментом или опытом.
Методы и приемы активизации деятельности студентов, планируемые преподавателем, предполагают разработку методики изучения учебного материала, систему методов обучения для каждого занятия, системы заданий с преобладанием проблемного характера для фронтальной самостоятельной работы студентов, комплектов дидактических обучающих материалов.
Как вывод: преподаватель должен определить дидактическую систему методов, в наибольшей степени обеспечивающую реализацию развивающей и воспитывающей функций обучения. Эта система должна отражать конкретное содержание учебно-познавательной деятельности на каждом новом этапе синхронно ее структуры.
Осуществление междисциплинарных связей - один из путей развития самостоятельной деятельности студентов. Условием успеха реализации системы междисциплинарных связей (общеобразовательных, политических, профессионально-технических) является изучение материала взаимосвязанных дисциплин, разработка комплекса заданий, использование ранее полученных знаний для активного усвоения нового, активное включение ранее полученных сведений в новые связи, познание их на более высоком уровне, широкое использование их в самостоятельной и творческой деятельности студентов.
Материально-техническое оснащение занятий. Дисциплины специального цикла требуют постоянного использования значительного количества разнообразных наглядных пособий, технических средств обучения. Студенты в ходе занятия выполняют, как правило, значительный объем разнообразных самостоятельных работ (умственных, письменных, графических, расчетных, аналитических), используя аппаратуру, механизмы, узлы, сложные приборы и т.п. Первостепенное значение для преподавателя в ходе подготовки материальной базы по каждому занятию и теме является тщательная систематизация всего купленного, созданного, имеющегося с фиксированием в паспорте кабинета, в перспективном плане занятия или специальном журнале. Каждое пособие должно быть зашифровано. Должна быть определена комплектность оснащения дидактическими средствами каждого занятия, намечены меры заблаговременного приобретения или изготовления недостающих средств. Речь здесь идет о создании дидактических обучающих комплексов. (смотри блок "Дидактические обучающие комплексы").
План занятия
Тема №______ Наименование _____________
№ |
|
Этапы занятия и изложение материала |
||
Занятия |
Основное содержание занятия |
Что повторить |
Дополнительные вопросы |
Изложение нового материала |
|
Цели:
Форма занятия Метод проведения |
1. Опрос студентов 1.1 1.2 1.3 1.4 2. Опрос программированный работа по карточкам заданиям (машинный опрос) 3.Проверка знаний по индивидуальным заданиям (безмашинный опрос) 4. Самостоятельная работа (карточки задания) 5. Анализ ответов |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Работает часть группы не задействованная при опросе |
1. ................. 2. ................. 3. ................. 4. ................. |
Подтема№____________________________________
Средства наглядности |
Самостоятельная работа на занятии |
Связь с производством и межпредметные связи |
Домашняя работа |
Сборник стандартов ГОСТы Диафильм № Кадр № Слайды №№ Проспекты Динамические плакаты Стенды электрофицированные Материальная часть Фото Кинематические схемы и др.
|
Работа по карточкам-заданиям Разбор примеров Работа с учебной, справочной, др. литературой |
Примеры из практики работы учебно-производственных мастерских, базового предприятия рассмотрите примеры из опытов работы студентов и др. |
1. Переписать ....................... 2. Повторить ........................ 3. Начертить ........................ 4. Заполнить таблицу ........................ 5. Изготовить ........................ 6. Составить маршрут обработки ......................... др. |
Ведомость учета знаний студентов.
Г Р У П П А № ______
ТЕМА:"______________________________________".
|
|
Формы контроля знаний |
||||||||
|
|
|
письменный |
|
программированный |
|
||||
N рабочего места |
Ф. И. О. студента |
Устный |
Карточка задания N1 |
Карточка задания N2 |
Карточка задания N3 |
Индивидуальное задание. Карточка " Г" |
МПО (теория) |
МПО (практика) |
БМПО |
Ведение конспекта (домашнее задание) |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективно-тематическое планирование учебной работы как системы занятий помогает достигнуть:
Выводы. Предлагаемая форма работы способствует обеспечению полного единства педагогической теории и творческой педагогической практики; наиболее полно удовлетворяет требованиям концепции активного обучения, по которой формированию знаний и умений предшествуют четыре этапа: уяснение целей и мотивов учения; первоначальное осознание общей ориентировки и дальнейшее наполнение ее конкретным содержанием деятельности; действия в материализованной (с моделями) или материальной (с изделиями) форме; действия в речевой форме.