Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого.
Активизация учебной деятельности - совокупность мер, предпринимаемых с целью ее интенсификации и повышения эффективности. Осуществляется по трем направлениям: педагогическому, социально-психологическому, социально-экономическому.
Активность в учении - принцип обучения, отражающий не просто деятельное состояние студента, а качество деятельности, в которой проявляется личность самого студента с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Принцип активности в обучении по своей сути выражает общее требование к организации процесса обучения, в котором процесс учения представляет собой самоуправляемую отражательно преобразующую деятельность.
Алгоритм - последовательность выполнения задания; запись, определяющая ход действий по выполнению задания, то есть план работы и ее выполнения на определенном этапе.
Алгоритм решения изобретательских задач - программа последовательных операций по обработке изобретательской задачи путем выявления противоречия, из-за которого она возникла, и его устранение.
Алгоритм управления обучением - система предписаний, определяющих характер и порядок воздействия на студента извне для поддержания достаточной стабильности в выполнении им алгоритма функционирования. Совокупность обоих алгоритмов и составляет педагогический или, более узко, дидактический процесс.
Алгоритм учебный - документ письменного инструктирования; четкое предписание о наиболее целесообразном выполнении действий с учетом реальных условий, приводящих кратчайшим путем к желаемому результату.
Алгоритмизированное обучение - обучение, при котором усвоение знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций.
Атрибут - неотъемлемое существенное качество какого-либо явления, объекта, их устойчивая характеристика.
Аудиовизуальные средства - средства, основанные на одновременной передаче информации для слуха и зрения студента (диа-, эпи-, графопроекторы), звуковые (радиопередачи, магнитофонные и грамзаписи, лингафонные устройства), экранно-звуковые (кино, телевидение, видеозаписи), средства программирования, компьютеры.
Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемого, на организацию его деятельности в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности.
Вопрос - особая мыслительная форма, содержащая информацию, которая нуждается в уточнении или восполнении в виде ответа.
Версия (в педагогике) - одно из нескольких изложений (предположений) или объяснений какого-либо факта или явления.
Внеурочные учебные занятия - различные виды самостоятельной учебной деятельности студентов: выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов, написание сочинений; факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия, техническое творчество и другие виды самостоятельной образовательной деятельности по своему выбору.
Гигиена учебных занятий - система оптимальных, научно обоснованных требований к организации учебного процесса - нормирование умственных и физических нагрузок, рациональная организация занятий, чередование видов учебной работы в течение дня, недели, учебного года.
Декомпозиция - расчленение целостного объекта на составные части, элементы.
Демонстрация наглядных пособий - способ наглядно-чувственного ознакомления студентов с изучаемым предметом, явлением, процессом.
Диагностика педагогическая - особый вид деятельности, представляющий собой ознакомление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных специалистов.
Дисциплина технологическая - соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности, методов и способов обработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования и в конечном итоге к дополнительным затратам труда и материалов, снижению эффективности работы специалиста, участка, цеха, предприятия.
Дисциплина учебная - соблюдение правил, норм и требований организации жизнедеятельности учебного заведения и коллектива студентов и педагогов, направленной на развитие личности студента. Это установленный порядок жизни, призванный обеспечивать плодотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Она выражает гармонию интересов людей, объединенных в коллектив учебного заведения. Сознательная дисциплина студентов - это их ответственное отношение к учению, к различным видам учебной деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил поведения и устава своего учебного заведения, режима его работы. Дисциплина - это норма организации учебной деятельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, самоконтроль и самооценку поведения.
Диффузная группа - случайная, временная группа, в которой не может быть совместной, т.е. единой (но не одинаковой), деятельности (дискотеки, просмотр фильма).
Закрепление знаний - процесс, который осуществляется на всех этапах обучения и позволяет решать задачу прочности усвоения знаний.
Занятие семинарское - одна из форм учебной работы, цель которой подвести итог самостоятельной работы студентов над литературой, помочь им глубже разобраться в изучаемой теме путем коллективного обсуждения под руководством преподавателя коренных, актуальных ее вопросов.
Зачет - одна из форм итоговой проверки и оценки полноты и прочности знаний студентов.
Игра деловая (производственная) - активный метод обучения. Обеспечивает эффективную организацию взаимодействия преподавателя (мастера) и студентов, реальную практическую значимость полученных студентами знаний и умений, их перенос в новые истинные условия.
Изложение нового материала - составная часть учебного процесса в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях.
Индивидуализация обучения - такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности студентов, их социальный и учебный опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательный интерес, социальный статус, режим жизнедеятельности и другие факторы, оказывающие влияние на успешность учения.
Интеллектуальная деятельность - сознательная самоорганизация познания мира человеком; активное стремление к познавательной (мыслительной) деятельности. Синонимы - познавательная, умственная деятельность.
Интеллектуальные приемы - такие мыслительные операции, как синтез, обобщение, конкретизация, классификация, систематизация, аналогия, моделирование, абстрагирование, акцентуация, алгоритмизация, универсализация и др.
Интенсификация обучения - достижение целей обучения с минимальными затратами сил студентов и преподавателей с одновременным учетом таких показателей, как высокое качество обучения и экономия времени.
Информатика - наука, занимающаяся изучением закономерностей, методов и способов формирования, накопления, преобразования, хранения, передачи и использования всех видов информации, решением проблем создания, внедрения и использования современных средств вычислительной и информационной техники, средств связи и технических накопителей информации.
Информационная технология обучения - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер.
Информационные процессы - средство (источник) воздействия в ходе управления обучением: рассеянного и направленного характера процессы.
Кабинет учебный - специально оборудованное помещение для проведения определенных занятий по одной из дисциплин учебного плана.
Кабинетная система - система организации обучения, помогающая значительно обогатить педагогический процесс, собрать большой объем информации, приспособить оборудование к студенту, совершающему определенный вид деятельности. Здесь возможна организация научной работы студентов, самостоятельная познавательная и творческая деятельность.
Карты планирования учебного процесса для каждого занятия (группы занятий) - разработка комплектов дидактических материалов, их систематизация, хранение и алгоритм использования студентами в процессе познавательной деятельности.
Класс-кабинет - место для учебной деятельности преподавателя и студентов с современным оборудованием, техническими средствами и оптимальными условиями труда, с надлежащим уровнем автоматизации учебного процесса.
Кабинетно-урочная система – обучение, предусматривающее работу педагога с группами студентов установленного неизменного состава. В течение академического часа, именуемого уроком, педагог осуществляет контроль усвоения предыдущего материала, сообщает новые знания и проверяет их закрепление.
Классификация вопросов студентам (в процессе учебно-познавательной деятельности) - простые, сложные, целевые (ориентирующие, направляющие, наводящие, подсказывающие), информационные, проблемные. Оптимальное сочетание этих типов вопросов позволяет преподавателю управлять деятельностью студентов.
Конспект - краткое письменное изложение какого-либо произведения, статьи, доклада, лекции, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами.
Консультация - письменное или устное разъяснение специалиста, преподавателя, методиста по сложному теоретическому, методическому вопросу, проблеме. Консультация - важная форма учебной работы, необходимая предпосылка плодотворного самостоятельного изучения той или иной темы. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми.
Контрольная работа - одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Контроль качества учения – определение достигнутого уровня знаний или выявление разницы между реальным и запланированным уровнем освоения учебной программы.
Материально-техническая база (обеспечение) - система экономических и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения.
Междисциплинарные связи – система содержательных и процессуальных связей при изучении различных учебных дисциплин.
Метод проведения занятий - способ передачи знаний и их усвоения студентам.
Методы формирования чувств - методы стимулирования познания и деятельности, используются в единстве с методами формирования сознания и деятельности.
Модель учебного плана – форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты содержания профессионального образования.
Новые информационные технологии в образовании - технологии обучения, воспитания, научных исследований и управления, основанные на применении вычислительной и информационной техники и специального программного, информационного и методического обеспечения.
Обобщение - один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков (свойств) предметов (явлений) и объединении их на основе общности существенных черт. Обобщение в учебном процессе осуществляется в единстве с другими процессами - анализом, синтезом, сравнением, абстракцией.
Обратная связь - понятие, означающее воздействие результатов функционирования какой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования.
Обучающая программа - совокупность некоторой учебной информации, изложенной в определенной системе, специальных заданий по выполнению студентами определенных умственных и физических действий, нужных для усвоения приемов интеллектуального или материального труда и необходимых указаний для правильного выполнения этих заданий.
Обучение – процесс передачи и активного усвоения знаний, навыков и умений, а также основ познавательной деятельности.
Обученность - результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность. Она выполняет роль посредника между единым тарифно-квалификационным справочником, квалификационной характеристикой и учебными программами, учебниками, разработками учебных занятий.
Оптимизация учебной программы (в ходе ее разработки) - выбор целесообразных способов организации дидактических процессов и рекомендация этих способов педагогу в объяснительной записке или примечаниях к отдельным темам программы в виде возможных карт-планов дидактического процесса. К программе нужно разработать тестовый сборник - как инструмент для проверки и самопроверки качества реализации программы.
Организационно - педагогические средства - разнообразная учебно-программная документация: учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.
Организация занятия - способ придать ему структуру, определить временные рамки, состав участников, разработать программу взаимодействия со студентами, обеспечить средствами проведения и т.д.
Открытое занятие - форма изучения и распространения опыта работы преподавателя.
Педагогические средства - составная часть материально-технической базы; это материальные объекты, предметы, предназначенные непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития студентов (учебно-лабораторное и производственное оборудование, учебно-наглядные пособия, дидактическая техника (ТСО), организационно-педагогические средства воспитания, документация, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации).
Повторение материала - прием обучения, предполагающий воспроизведение, обобщение, систематизацию и закрепление ранее усвоенных знаний, умений и навыков для их дальнейшего совершенствования и использования применительно к решению новых учебных задач.
Подготовка процесса обучения (с учетом современной технологии обучения) - создание учебно-методических комплектов, включающих: источники учебной информации, методические указания, обеспечивающие их правильное использование.
Познавательная деятельность - сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности.
Поурочно-тематический план - план, составленный по одной из дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, междисциплинарные связи, методическое обеспечение.
Предметные кружки - важное средство профессиональной ориентации студентов. Они развивают у студентов творческие способности, формируют навыки самостоятельной, исследовательской, изобретательской работы.
Пример - факт, конкретный случай, который приводится на занятиях, в частности с целью пояснения, освещения того или иного вопроса или в качестве довода (аргумента) в ходе доказательства истинности или ложности какого-либо тезиса (положения).
Проверка знаний - составная часть процесса обучения в системе образования; позволяет оценить деятельность студентов, определить прочность и уровни усвоения сформированных понятий и умений.
Процесс обучения (учебный процесс) – совокупность последовательных и взаимосвязанных действий преподавателя (мастера производственного обучения) и руководимых им студентов, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других полезных способностей студентов, овладение элементами культуры умственного и физического труда.
Развивающее обучение – тип обучения, в котором развитие человека является не побочным продуктом, а прямой и главной целью. Основные особенности развивающего обучения: студент превращается в субъект познавательной деятельности; развивается на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти; познавательная деятельность студента осуществляется в единстве эмпирического и теоретического познания; процесс познания строится на приоритете дедуктивного способа познания; основа процесса обучения – учебная деятельность студентов в ходе выполнения учебных заданий.
Самообразование – самостоятельная, целенаправленная учебная деятельность с целью изучения каких-либо вопросов или проблем с периодическими консультациями у специалиста или без них.
Самоконтроль – сознательная самооценка и регулирование студентами своих действий в соответствии с поставленной целью и существующими правилами выполнения учебных и учебно-производственных заданий.
Самообучение - процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Стимулирование - побуждение, ускорение, улучшшение качества познавательной и трудовой деятельности, создание для нее благоприятных условия.
Творческая активность - высшая форма трудовой активности, связанная с качественными изменениями трудовой деятельности. Это свойство целостной личности, для которой труд имеет самостоятельную ценность.
Тематическое планирование - важнейшее средство совершенствования организации учебного процесса. Оно заключается в разработке перспективы целой учебной темы, части большой темы или небольшого раздела программы. Оно помогает продумать и осуществить стройную систему работы преподавателя и студентов по всей планируемой теме, продумать и учесть различные компоненты системы занятий, знание которых помогает правильно рассчитать логику учебного процесса. Тематическое планирование позволяет соблюсти преемственность содержания и методов обучения на данном занятии с предшествующими и последующими занятиями, организовать учебный процесс на основе главных идей темы и учебной дисциплины в целом, спроектировать связь материала данной темы с логически связанным материалом по другим дисциплинам учебного плана, с жизнью, с практикой.
Техническое творчество студентов - деятельность студентов в области техники, результат которой обладает личной или общественной значимостью и субъективной или объективной новизной. Понятие "техническое творчество студентов" используется для характеристики двух различных процессов: направления учебно-воспитательной работы с целью развития способностей студентов к творчеству и творческой деятельности студентов по созданию технических объектов. Под результатом творческой деятельности следует понимать не только сами технические объекты, но и определение способов их создания и усовершенствования, предложения по разработке технологических процессов или их элементов и т.п.
Управление обучением - всякое воздействие извне на студента с целью поддержания или изменения алгоритма его функционирования.
Управлять познавательным процессом - ставить вполне достижимую цель перед процессом познания на занятии, отбирать и дозировать учебный материал, методы преподавания и учения, регулировать и координировать учебную деятельность, контролировать ее.
Управляющая функция преподавателя - планирование процесса обучения (содержания и методов), реальное воплощение плана, постоянное наблюдение за ходом процесса и его результатами, регулярная коррекция выбранных средств обучения в соответствии с поставленными целями подготовки специалиста.
Усвоение знаний - познавательная деятельность, направленная на полное овладение знаниями, умениями, навыками.
Учебная деятельность - особый вид активной деятельности студентов по усвоению знаний, а также деятельность педагога, создающая условия для усвоения знаний и обеспечивающая умственное развитие студентов. Учебная деятельность предполагает: выполнение студентами соответствующих действий с учебным материалом; превращение усваиваемого материала в прямую цель этих действий. Учебная деятельность способствует развитию разнообразных приемов не только преподавания, но и, прежде всего, учения.
Учебная дисциплина - соблюдение
правил, норм и требований организации жизнедеятельности учебного заведения,
коллектива студентов и педагогов, направленной на развитие личности студента.
Это определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечивать
плодотворный труд студентов, педагогов, обслуживающего персонала и руководителей.
Она должна выражать гармонию интересов людей, объединенных в педагогический
коллектив.
Учебная мебель - составляющая учебно-лабораторного
оборудования, предназначенная для создания максимально благоприятных условий
для студента в его познавательной деятельности.
Учебная программа - проект конкретной
учебной дисциплины, внесенной в учебный план. В ней изложены цели изучения
дисциплины, и ее содержание через разделы, темы, их последовательность
и продолжительность. Программа содержит основной понятийно-терминологический
аппарат, который должен освоить студент, чтобы сформировать свою профессиональную
речь. Закладывает методические основы формирования профессионального мышления,
в частности, технического. Она определяет дозировку технических, технологических,
организационно-экономических знаний по дисциплине. Учебная программа представляет
собой некую целостность предметного содержания и некоторых средств его
усвоения, развития и воспитания студентов.
Учебная программа рабочая – разработанная
на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному
учебному заведению, с учетом регионального компонента стандарта профессионального
образования.
Учебная программа типовая – документ,
который действительно раскрывает обязательные (федеральные) компоненты
содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по
конкретной дисциплине примерного (типового) учебного плана.
Учебно-методические пособия-руководства
и адекватные методы их использования - продукт творческой деятельности
преподавателя, направленный на организацию и обеспечение эффективной самостоятельной
учебной работы каждого студента на аудиторных занятиях в учебно-производственных
мастерских, дома.
Учебно-наглядные пособия - это то,
что показывается или проигрывается с помощью и посредством технических
средств или самим педагогом вручную (плакаты, карты, диафильмы, слайды,
фонозаписи, муляжи, педагогические программные средства).
Учебный план
- модель профессионально-технического образования, посредством
которой определяется содержание, формы и порядок обучения специалистов.
Это документ деятельности любого учебного заведения, на его основе строится
педагогический процесс.
Учебный план рабочий
– учебный план, разработанный для конкретного образовательного
учреждения с учетом выбранной специализации и требований регионального
компонента стандарта профессионального образования.
Учебный план типовой
– документ рекомендательного характера, устанавливающий перечень
и объем учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности
с учетом степени квалификации, минимального (базового) срока обучения,
определяющий степень самостоятельности региональных органов образования,
образовательных учреждений в разработке рабочей и учебной документации.
Учебный процесс - конкретный вид целостного педагогического процесса,
который реализует цели образования, воспитания и общего развития личности
в таких специфических организационных формах обучения, как лекция, учебное
занятие, экскурсия и др.
Учебный процесс характеризуется активным взаимодействием
специально организованного общения преподавателей и обучаемых. Источником
развития учебного процесса является противоречие, возникающее между выдвигаемыми
требованиями к обучаемым и уровнем их реальных учебных возможностей в данный
момент. Разрешение этих противоречий ведет к дальнейшему формированию личности.
Для эффективного осущесвления учебного процесса необходимы определенные
условия: учебно-материальные (учебные помещения, наглядные пособия, дидактический
материал, технические средства и др.), учебно-гигиенические (оптимальный
световой, воздушный, температурный режим), морально-психологические (моральный
комфорт в коллективе, соблюдение норм педагогической этики, такта в общении
с обучаемыми и пр.).
Форма занятия - система организации, внутренняя
структура занятия, определенный порядок его проведения.
Эвристическая беседа - один из методов проблемного
обучения, применяемый на занятиях.
На выгодных условиях жилой комплекс литератор недорого и по выгодным ценам.