Выдающиеся педагоги прошлого
Ян Амос
Коменский (1592 - 1670). Чехия. Закончил Богословский факультет Гейдельбергского
университета в Германии. Работал учителем братской школы в Чехии. Его приглашали
для улучшения школьного дела в разные страны: Англию, Швецию, Венгрию и др.
Основоположник педагогической науки. Разработал классно-урочную систему обучения,
написал первые иллюстрированные учебники.
Джон Локк
(1632 - 1704). Англия. Закончил медицинский факультет Оксфордского университета.
Работал домашним воспитателем. Разработал систему воспитания джентльмена, буржуазного
дельца. Педагогические взгляды изложил в книге “Мысли о воспитании”.
Жан-Жак
Руссо (1746 - 1827). Франция. Систематического образования не получил.
В романе “Эмиль, или о воспитании” изложил систему воспитания свободного человека.
Книга была публично сожжена на площади в Париже, а автору пришлось бежать за
границу.
Иоган
Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Швейцария. Учился в коллегиуме на филологическом
и философских отделениях. Пытался организовать обучение детей крестьян, соединить
их обучение с производительным трудом. Разработал основы и частные методики
начального образования. Обосновал идею развивающего обучения.
Адольф Дистервег (1790 - 1866). Германия. Закончил философский факультет Тюбенгенского университета. Работал учителем в школе, долгое время возглавлял учительские семинарии. Разработал (основы) дидактику развивающего обучения. Был учителем немецких учителей.
Роберт Оуэн (1771 - 1858). Англия. Создал систему обучения детей рабочих: ясли, детский сад, начальная школа, вечерняя школа, клуб. Впервые изгнал религию из школы, соединил обучение с промышленным трудом.
Михаил
Васильевич Ломоносов (1711 - 1765). Россия. Закончил Словяно-греко-латинскую
академию в Москве. Принимал активное участие в создании Московского университета.
Добивался организации в России безсословной школы, руководил гимназией при университете.
Написал ряд учебников: “Риторика”, “Российская грамматика” и др.
Николай
Иванович Пирогов (1810 - 1881). Россия. Закончил медицинский факультет
Московского университета. Работал попечителем одесского и киевского учебных
округов. Критиковал сословно-профессиональное образование, выступал за общечеловеческое
воспитание.
Константин
Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870). Россия. Закончил юридический
факультет Московского университета. Работал профессором в ярославском юридическом
лицее, инспектором Ратчинского сиротского института, инспектором классов Смольного
института благородных девиц. Является основоположником русской педагогической
науки. Написал учебники “Родное слово” и “Детский мир”. Разработал “Проект учительской
семинарии”. Обосновал принцип народности воспитания.
Лев Николаевич
Толстой (1828 - 1910). Россия. Открыл в Ясной Поляне школу для детей
крестьян, работал в ней учителем. Написал “Азбуку”, четыре книги для чтения,
учебник по арифметике. Издавал педагогический журнал “Ясная Поляна”, написал
ряд статей по вопросам обучения и воспитания детей из народа.
Надежда
Константиновна Крупская (1869 - 1939). СССР. Закончила педагогический
класс гимназии, училась на Высших женских курсах. Работала учительницей в вечерне-воскресной
школе. Была заместителем наркома просвещения РСФСР, почетным академиком, доктором
педагогических наук. Написала много работ по теории и методике обучения и воспитания.
Стояла у истоков создания пионерской и комсомольской организаций, вела активную
переписку с пионерами.
Антон
Семенович Макаренко (1888 - 1939). СССР. Окончил Полтавский учительский
институт. Был инспектором высшего начального училища, руководил колонией им.
Горького и комунной им. Дзержинского. Написал ряд художественно-педагогических
произведений: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”
и др. Разработал теорию и методику воспитания в коллективе.
Василий Александрович Сухомлинский (1918 - 1970). СССР. Окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем и директором Павлышской средней школы на Украине. Автор 36 монографий, более 600 статей. Наиболее известные книги “Сердце отдаю детям”, “Павлышская средняя школа”, “Рождение гражданина” и др. Осуществлял комплексный, личностный подход к воспитанию. Получил звание “Героя Социалистического труда”