Основные методологические положения системы управления познавательной активностью студентов.

  1. Знания как обобщенный и усвоенный студентом фрагмент коллективного опыта, включающий как информацию (описание понятий, предметов, явлений, процессов), так и способы деятельности и критерии оценок, не передаются от преподавателя к студенту в готовом виде, а осваиваются каждым студентом в результате активной, поэтапной, направляемой, структурированной, систематизированной и целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности.

    Поэтому каждому преподавателю важно знать особенности и способы организации этой познавательной деятельности студентов.

  2. Деятельность, рассматриваемая как активность личности, направленная на решение задач, всегда целенаправленна и для обеспечения эффективности этой деятельности необходимо, чтобы студент (личность) имел опережающее представление о результате этой деятельности.

    Таким образом, преподаватель для повышения эффективности своей работы по обучению и воспитанию студентов должен до начала процесса обучения, до начала работы со студентами полностью построить систему знаний (и способов деятельности), систему задач деятельности, решать которые должен научиться в конце срока обучения каждый студент.

    Преподаватель формулирует цели обучения и способы проверки степени достижения этих целей каждым студентом в результате процесса обучения. Задача преподавателя - обеспечить восприятие каждым студентом некоторого обобщенного, но понятного и значимого образа о том результате, к которому каждый студент должен стремиться.

  3. Тип деятельности студентов в обучении и способ ее осуществления, т.е. методы преподавания и учения, определяют качество усваиваемых знаний и эффективность формирования умений. В соответствии с целями обучения преподаватель должен создать и обеспечить адекватное функционирование комплекса учебно-методического обеспечения - системы пособий - руководств по всем темам данной дисциплины с учетом действующего учебного плана и количества отведенных часов.

Под адекватным функционированием понимается применение методов активизации и индивидуализации самостоятельной работы студентов.