Компоненты познавательной деятельности студента.

Компонент 1. Изучение и овладение основами теории данной дисциплины посредством слушания, чтения, конспектирования, осмысления, реферирования и т.п. под углом зрения достижения определенных учебных целей.

Компонент 2. Изучение методов решения задач практического применения основных теоретических положений дисциплины. В состав этой фазы познавательной активности входят: чтение, осмысление, выполнение действий по образцу, структурирование решений, анализ различных примеров рационального применения типовых приемов и алгоритмов, составление обобщенных предписаний, тренировки, упражнения и т.д.

Компонент 3. Формирование своего “инструмента мышления” в рамках данной дисциплины. Это деятельность по использованию приобретенных знаний в процессе верификации важности и действенности “инструмента мышления” на различных формах контроля (со стороны преподавателя) и самоконтроля.

Одним из средств активизации познавательной деятельности студентов следует считать познавательную самостоятельность.

Познавательная самостоятельность - это стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи - проблемы, желание самому не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний, критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности студентов к учению. Они проявляются и развиваются в деятельности. Отсутствие условий для проявления активности и самостоятельности приводит к тому, что они не развиваются. Вот почему только широкое использование активных методов, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, причем с самого начала процесса обучения, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его активность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике.

В основе организации эффективного учебно-познавательного процесса должен находиться принцип активности и самостоятельности обучающихся в обучении.

Активность в учении - это не просто деятельное состояние студента, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого студента с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей. Принцип активности в обучении по своей сути выражает общее требование к организации процесса обучения, в котором процесс учения представляет собой самоуправляемую отражательно-преобразующую деятельность.

Обучающая (дидакто-методическая) деятельность преподавателя должна рассматриваться не только как предоставление каждому студенту структурированной, целенаправленной и мотивированной информации о понятийно-методо-логическом содержании, способах деятельности и областях использования знаний из данной дисциплины, но и как прямое и косвенное управление преподавателем учебно-познавательной деятельности студентов по овладению знаниями и умениями в соответствии с поставленными учебными целями. новостройки подольск