Построение собственной концепции развития познавательной активности студентов в учебном процессе.

В основных направлениях перестройки высшего и среднего специального образования в стране поставлена задача перейти от массового, валового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения ("Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране" - М., 1987. С. 11).

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление студента к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других студентов, побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в обладании знаниями.

В век бума информации знания необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Анализ теории познавательной активности студентов показывает, что эта деятельность будет эффективной при условиях:

  1. На базе разнообразных средств наглядности и методов поднятия мотивации студенты получают полную и адекватную информацию о содержании, назначении и методах овладения системой знаний и умений, которая составляет предмет данной дисциплины, убеждаются в важности этой системы для профессиональной квалификации.
  2. Каждый студент обеспечивается индивидуальными учебно-методическими пособиями-руководствами, при помощи которых преподаватель осуществляет косвенное управление процессом овладения знаниями, вовлекая студентов в адекватную самоуправляемую и самоконтролируемую активную познавательную деятельность над систематизированной и целенаправленно представленной учебной информацией, с гарантированным достижением запланированного результата.
  3. Текущие успехи или неуспехи каждого студента в овладении знаниями и умениями в соответствии с поставленными в данной дисциплине и принятыми студентом целями, определяемые по результатам действий студента на контрольно-зачетных занятиях, являются критериями и детерминантами для выработки последующих управляющих воздействий в системе управления обучением.

Собственная концепция познавательной активности студентов - это собственная основополагающая теория (общая методология) преподавателя, раскрывающая роль и место теории познавательной активности в общей системе профессионального образования. Теория раскрывает систему подходов к организации процесса активного познания теории и практики, интенсивной деятельности студентов в ходе аудиторных занятий, где проявляются все стороны личности студентов (интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, готовность к решению проблем, к практической и творческой деятельности). Разработка собственной концепции познавательной активности студентов - это одна из форм педагогического проектирования, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или педагогических процессов.

Развитие познавательной активности предполагает использование такой системы методов, которая направлена не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе теоретической и практической деятельности.

Этапы процесса овладения знаниями студентом.

Этап № 1. Ознакомление с целями, задачами и содержанием конкретной дисциплины; уяснение значимости данной дисциплины в ряду других дисциплин, составляющих основу теоретической и практической подготовки будущих специалистов; знакомство с системой понятий, определений, явлений, процессов, характерной данной дисциплине. На этом этапе доминирует процесс восприятия основных положений и осознание областей практического применения данной дисциплины, т.е. первоначальной мотивации к изучению дисциплины.

Этап № 2. Изучение основ теории и методов решения типовых задач. Здесь студенты постигают логику и методологию той деятельности, которая должна составить основу их профессиональной квалификации. Происходит самостоятельное критическое продумывание, осмысление студентом основных знаний о дисциплине и способах ее изучения, создается “индивидуальный <инструмент мышления>” - системы “своих” методов и приемов, при помощи которых студент удерживает в своем сознании подходы к решению поставленных в данной дисциплине задач.

Этап № 3. Изучение опыта профессиональной деятельности специалистов данного профиля. Особенностью этого этапа является сознательная верификация (проверка деятельности) студентом построенного на предыдущем этапе “инструмента мышления” индивидуальных заданий, задач, проблем. В процессе этой верификации студент вносит коррекции в свои представления и приемы деятельности в данной дисциплине, уясняет значимость приобретенных знаний и умений для более качественного и квалифицированного решения задач, определенных профессиональной характеристикой его специальности.

Этап № 4. Овладение профессиональным мастерством на уровне воспроизведения и на творческом уровне. Здесь происходит самообучение и самосовершенствование в процессе учебной и профессиональной деятельности, которое будет длиться всю жизнь.