Концепция управления познавательной деятельностью студентов.

Процесс развития умственных действий:

  1. Предварительное ознакомление с целью действия, создания мотивации у студентов.
  2. Получение необходимых разъяснений о цели действия, его объекте, системе ориентиров, т.е. этап составления схемы ориентировочной основы действий.
  3. Формирование действия в материальном или материализованном виде, в результате чего возникает возможность усвоить содержание действия.
  4. Выработка действия как внешнеречевого; речь становится самостоятельным носителем всего процесса - и задания, и действия.
  5. Формирование действия во внешней речи про себя; сокращение и автоматизация действия.
  6. Выполнение действия в умственном плане.

Обобщенные этапы обучения

(Приведенная выше концепция в экстраполяции на дидактику)

Элементы методической системы

Этапы обучения

Создание мотивации познавательной деятельности

I этап C помощью специально созданных средств обучения осуществляется предварительное ознакомление студентов с предстоящей учебной деятельностью. Создание необходимой мотивации реализуется проблемными заданиями. Таким образом создаются психологические предпосылки к предстоящей познавательной деятельности.

 

II этап Ставится цель создания у студентов системы ориентиров для мыслительной деятельности при формировании обобщенных научно-технических понятий. Если студентам будет предложена логическая структура предметных знаний, то на ее основе они смогут выделить такие существенные свойства и отношения, которые могли бы служить ориентирами для выполнения любого задания. С дидактической точки зрения в этом направлении наиболее перспективным представляется язык графов, который объединяет в себе черты знака и образа. Особенность графа как знаковой модели состоит в том, что не давая никакой количественной информации, он позволяет выявить структурные характеристики предметных знаний. Язык графов позволяет представить логическую структуру предметных знаний в виде структурно-логической схемы - знаковой модели.

Структурно-логическая схема служит основой организации целенаправленного усвоения учебного материала, реализации общелогических требований, обеспечивая обоснованную разработку средств обучения, подбор дидактических вопросов, эффективный контроль их понимания и усвоения.

По сути дела структурно-логическая схема является опорным конспектом как научно-технических (предметных) знаний, так и содержания учебного материала.

Формирование модели деятельности

III этап Нацеливает преподавателя на разработку модели коллективных или индивидуальных действий студентов. Для этого преподавателю необходимы средства обучения, позволяющие отразить возможные варианты умственных действий студентов в материальном или материализованном виде. Если усваиваемое действие выполняется как внешнее практическое действие с реальными предметами, оно - материально, если с помощью каких-либо схем, изображений - материализованное.

Организация первоначальной самостоятельной деятельности на основе сформированной модели

IV этап Студенты могут выполнить действия согласно разработанной модели. Тщательный контроль со стороны преподавателя необходим для предупреждения ошибок и обеспечивает соответствие выполнения принятым нормам. В качестве средств обучения используются образцы выполнения действий.

Самостоятельная деятельность с элементами самоконтроля

V этап Преподаватель должен обеспечить возможность постепенного сокращения и автоматизации действия. Путь к этому лежит через обучение методом контроля за выполнением конкретного действия, т.е. через самоконтроль. Преподаватель подбирает специальные задания, при выполнении которых от студентов требуется применение усвоенного материала для получения максимально полного и глубоко осознанного ответа (решения). В качестве средств обучения выступают специальные задания.

Самостоятельная деятельность с элементами творчества

VI этап Проводится через самостоятельную работу над комплексными заданиями (упражнениями). Для выполнения самостоятельной работы необходимы сформированные знания и умения, а в отдельных случаях новые, более сложные умения. В качестве средств обучения выступают комплексные задания.

памперсы seni . Опера мини 4.4, opera подробно.