Методы контроля познавательной деятельности

Методы контроля познавательной деятельности - это способы проверки успешности познавательной, трудовой и других видов деятельности студентов, а также проверки эффективности используемых методов обучения.

Методы проверки знаний студентов:

  1. Устный - индивидуальная, фронтальная, подгрупповая, развернутая беседа, семинар, экскурсия, взаимная проверка обучаемыми, самопроверка.
  2. Безмашинный программированный - индивидуальный, фронтальный.
  3. Машинный программированный - индивидуальный, фронтальный.
  4. Письменный - индивидуальный, фронтальный, взаимная проверка, самопроверка.
  5. Графический - индивидуальный, фронтальный, взаимная проверка, с помощью игры.
  6. Наблюдение - способ, сопутствующий методам проверки.
  7. Метод игры - полезен тем, что повышается обучающая функция проверки знаний. Здесь выявляются знания и умения, создаются типичные производственные ситуации, в ходе которых выявляются умения студента находить оптимальное решение стоящей перед ним задачи, проявлять умение анализировать, проверить свою коммуникабельность. Игра максимально мобилизует знания и опыт студентов, вызывает потребность пополнять знания.

При выборе комплекса методов проверки знаний следует принимать во внимание следующие требования:

  1. Деятельность студентов должна не только имитировать тот или иной процесс или ситуацию, но и быть возможно ближе к реальным условиям деятельности, способствовать их развитию и воспитанию.
  2. Процесс обучения должен сочетать абстрактное и конкретное, расширять основы чувственного познания, обобщать и конкретизировать изучаемые явления.

В ходе работы необходимо добиваться того, чтобы усвоение нового учебного материала, его закрепление и проверка знаний были объединены в одно целое, чтобы это был единый учебно-воспитательный процесс.

С помощью комплекса методов легче выявить, оценить, как уяснил студент главное в данной теме. Проверка лучше достигает цели, если заранее спроектировать стержневые вопросы, что создает модель знания по теме.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса предполагает самое широкое сочетание проверки знаний преподавателем, самопроверки и самооценки студентами с взаимопроверкой.

Поскольку познание всегда носит индивидуальный характер и активная деятельность студента является главным фактором в овладении знаниями, большое внимание следует уделять развитию взаимообучения и самопроверке.

Оценка результатов обучения - установление соответствия имеющихся у студентов знаний, умений и навыков предварительно планируемых. Сущность оценки должна быть выражена в системе качественных характеристик, где учтены: полнота ответа, обобщенность, системность, действенность и прочность знаний (вероятность формализма минимальная).

Рабочие определения при оценке результатов обучения: знания (результат усвоения студентами системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий); умения (способность быстро, точно и сознательно применять усвоенные знания на практике, в процессе производственной деятельности); навыки (способность к безошибочному многократному выполнению учебных или трудовых действий);

знания фактологические (знания терминологии, фактов, сведений о технике, сырье, материалах, технологии, экономике и экологии производства и т.п.);

знания обобщенные (взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными явлениями, процессами);

системность - организованность знаний, полученных студентами в разное время в различной последовательности, которые соединены, выстроены в сознании в определенную структуру;

знания оперативные (знания о том, как действовать, применяя на практике полученные знания, какие операции совершать);

прочность знаний - результат запоминания и удержания в памяти полного, обобщенного, системного знания;

действенность знаний - проявляется в умении решать расчетные задачи на основе полученных знаний о фактах, законах, закономерностях; в умении планировать выполнение различных приемов, осуществлять контроль изделий, подготавливать оборудование, инструменты, технологическую оснастку к работе и выполнять работу на оборудовании; в соблюдении требований безопасности труда; в умении предвидеть возможные отклонения и ошибки при выполнении работ. Действенность характеризует результаты дальнейшего образования знаний в процессе применения в знакомой и новой ситуации, получение объективно новых результатов.

Знания студентов - это познавательный эффект обучения, связанный с полнотой, глубиной проникновения в сущность изучаемых предметов и явлений.

хорошая уборка промышленных помещений. . кухни 12 фото . торшеры со столиком