Правила организации современного занятия

  1. Определить общую дидактическую цель (чего надо достичь), включающую: учебную цель (усвоение новых понятий, формирование навыков, развитие воображения и т.д.), логическую (формирование приема умственной деятельности, умение самостоятельно решать проблемы) и воспитательную (формирование нравственных привычек, определенных качеств личности).
  2. Подготовить содержание учебного материала (определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями студентов; установить связь содержания с жизнью, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить систему учебных заданий и самостоятельных работ студентов, установить оборудование занятия, основные и дополнительные источники информации).
  3. Определить дидактические задачи занятия.
  4. Выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов обучения (в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала и дидактическими задачами). -Занятие-это коллективное обучение, в рамках которого необходимо обеспечить сочетание фронтальной работы с самостоятельной деятельностью каждого студента. Надо подготовить дифференцированные задания для индивидуализации обучения. Элементы новизны, разнообразие приемов и методов преподавания, творчество самого преподавателя и самостоятельная умственная деятельность студентов, оптимальный темп и эмоциональный накал обязательны для современного занятия.
  5. Занятие должно характеризоваться четкостью организации, плановостью, целостностью. Занятие - это педагогическое произведение. Обязательна единая логика развертывания деятельности преподавателя и студентов, что обеспечит управление учебно-познавательной деятельностью студентов.
  6. Все дидактические задачи должны решаться на занятии и не переноситься на домашнюю работу. Не каждый студент способен усвоить ее без руководства преподавателя. Нецелесообразно давать материал сверх программы (кроме информационного и с целью индивидуализации).

Внешние стороны организации занятия Внутренняя организация занятия

Потери времени явные вызваны несвоевременным началом занятия, ненужными паузами в ходе занятия, длинными нотациями о дисциплине, окончание занятия ранее установленного времени.

Здесь занятие рассматривается как время, отведенное на то, чтобы педагог сообщил студентам определенную сумму знаний.

Процесс обучения является коллективным, а усвоение - индивидуальным, педагог зачастую работает лишь с несильными студентами, оставляя остальных вне поля зрения. Внешняя активность педагога на занятии не всегда вызывает внутренней активности студентов, учебный процесс пассивен.

Часто педагог много времени тратит на дополнительные занятия, индивидуальную работу со студентами.

Исходным моментом процесса обучения является сознательное усвоение студентами целей и задач обучения. Правильно определять цель занятия. Если студентам не ясна цель и задачи занятия, то эффективность обучения резко снижается, когда целевая установка не ясна. Цель ориентирует студентов на наблюдение, вызывает интерес к дисциплине.

Нельзя формировать цель так: "дать представление"; "ознакомить студентов" - т.е. цель ориентирует у студентов на общее внешнее изучение, на пассивное восприятие материала. Можно: "уяснить", "установить", "найти", сформулировать, т.е. преподаватели ориентируются на активные поиски конкретного, на проникновение в сущность вопроса. Здесь занятие становится актом творческого поиска и открытий студента под руководством преподавателя. Цель занятия учит студентов мыслить, самостоятельно добывать знания, развиваться.

Внутренняя активность педагога (внешняя не видна), вызванная четкой постановкой цели и задач, создает проблемную ситуацию, заставляет студентов думать, искать, находить нужное решение. Сюда относятся: выбор методов, ТСО, педагогической техники.

Современное занятие, как правило, начинается с фронтальной самостоятельной работы по изучаемому материалу, по пройденному с включением нового или целиком по новому материалу, с опроса нескольких студентов, но с одновременной работой всей группы над общим заданием, составление плана, тезисов, решения задач и т.д.

В любом случае начало занятия должно быть проблемным, интересным и привлечь внимание студентов к вопросу, теме занятия. Именно "внимание ... есть та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира" (К.Д. Ушинский). Такси в аэропорт, трансфер в аэропорт. . Водонагреватель проточный vaillant проточный газовый водонагреватель.