Семинар

Семинар - занятие, в основе которого лежит коллективное обсуждение сообщений, подготовленных студентами по определенной тематике.

Это такая форма учебного занятия, на котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и студентов в обстановке их непосредственного активного общения, в процессе выступления студентов по вопросам темы (раздела), возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя решаются задачи познавательного, развивающего и воспитывающего характера, прививаются методологические и практические умения и навыки студентам, необходимые для формирования всесторонне развитой личности.

Результативность и эффективность лекций и семинаров значительно повышаются, если они применяются в тесной взаимосвязи при реализации принципа преемственности. На семинарах студенты углубляют и расширяют поставленные на лекции вопросы и проблемы, в новом свете осмысливают ранее полученную информацию, систематизируют и обобщают ее, делают самостоятельные выводы.

Определяя тематику семинаров, необходимо учитывать следующие методические требования:

1) оптимальное соотношение уже изученного и нового материала. Занятие-семинар требует определенного минимума знаний по обсуждаемым вопросам и потому в большинстве случаев проводится не в начале, а в середине или в конце изучения темы (раздела), что позволяет организовать глубокое, всесторонне и серьезное обсуждение значительного круга вопросов;

2) отбор учебного материала, предлагаемого для изучения. Он должен быть посильным для студентов, вызывать интерес, а главное - решать наиболее существенные образовательно-воспитательные и развивающие задачи;

3) возможность обеспечивать литературными источниками всех участников занятия-семинара и доступность ее содержания для студентов;

4) определенный уровень сформированности у студентов умений и навыков самостоятельной и самообразовательной работы. Занятие-семинар весьма высокая ступень организации учебно-воспитательного процесса на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов. Поэтому у студентов должны быть сформированы предварительно следующие первоначальные навыки: уметь анализировать литературные источники, кратко излагать их содержание, обобщать учебный материал, делать краткие сообщения и доклады, выступать в ходе обсуждения, рецензировать выступления. Подготовка к семинару и его проведение требует от студентов умения делать выписки, составлять план, пользоваться мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, доказательно рассуждать, вычислять и формулировать проблемы, пути их решения.

Занятие-семинар может проводится в форме

развернутой эвристической беседы. Наиболее распространенный вид семинаров. Здесь тема дисциплины делится на небольшие по объему, тесно связанные между собой вопросы, которые формулируются в виде познавательных задач. Логика решения одной задачи приводит к постановке и решению следующей. В обсуждение учебного материала вовлекается максимальное число студентов. Главное назначение такого семинара - на основе самостоятельной проработки небольших по объему вопросов научить студентов глубоко и сознательно овладевать знаниями, развить у них умение устно передавать их другим, вести полемику, аргументированно и доказательно выступать перед аудиторией. Компоненты эвристической развернутой беседы: вступительное слово преподавателя (четкая постановка целей занятия, способов и средств их достижения; постановка проблемы. Беседа с одним студентом перерастает в беседу с группой. Если студенты дали исчерпывающий ответ, то переходят к обсуждению следующего вопроса.

Заключительное слово преподавателя - подводятся итоги, обобщаются знания и умения студентов, оценивается уровень их подготовки и знания, умение самостоятельно прорабатывать учебный материал, выступать перед группой, их активность.

Методика организации семинарского занятия предполагает выполнение каждым студентом индивидуального домашнего задания, что позволяет на занятии рассмотреть широкий спектр вопросов по изучаемому материалу, расширить и углубить знания, систематизировать и обобщить их. Задание к очередному семинару студенты получают заранее вместе с учебно-методической документацией.

Преподаватель раскрывает суть и методику выполнения домашнего задания, формирует познавательный интерес к нему, дает необходимые разъяснения.

Занятие начинает преподаватель, затем заслушиваются и обсуждаются выступления студентов. В конце занятия преподаватель подводит итоги, обобщает и формулирует выводы по пройденной теме.

Дидактические требования, предъявляемые к лекционно-семинарской форме обучения:

  1. высокая методологическая и мировоззренческая направленность;
  2. познавательная ценность - высокий научный уровень;
  3. неразрывная связь изучаемого материала с жизнью, с производством;
  4. мотивация учения;
  5. реализация замысла на основе активности всех познавательных процессов развития творческого мышления, обучение умению учиться, формирование умений и навыков, опора на все виды внимания, восприятия, запоминания и т.д., создание условий для использования студентами своих сил и возможностей;
  6. правильный выбор и применение преподавателем разнообразных источников приобретения знаний студентами, использование различных приемов учебной работы, применение ТСО, наглядных пособий, гибкость методики лекций и семинаров, разработка различных их вариантов, умение соотносить методику с аудиторией (возрастом, образованием), уровнем их подготовленности;
  7. развитие у студентов интереса к дисциплине, стремление к знаниям, самообразованию, умение самостоятельно расширять, углублять свои знания;
  8. соблюдение педагогического такта, обеспечивающего правильные взаимоотношения между преподавателем и студентами.

купить сейф огнестойкие . спортивное питание для женщин