Методы и приемы теоретического обучения, активизирующие познавательную и творческую деятельность студентов

Метод

Назначение метода

Содержание учебной деятельности

Приемы учебной работы

Информационный

Восприятие, осмысление и запоминание информации студентами

Сообщение преподавателем определенных сведений; демонстрация изучаемых объектов, схем, чертежей, наглядных пособий; использование технических средств обучения в целях обучения или закрепления нового материала. Самостоятельное изучение студентами учебного материала на основе использования учебников и наглядных пособий

Слуховое и зрительное восприятие учебного материала. Запись под диктовку основных положений изучаемого, цифр; зарисовка предлагаемых преподавателем рисунков, схем, опорных конспектов, отражающих внешние и внутренние связи излагаемого. Чтение учебника. Просмотр кинофильмов. Заполнение несложных таблиц. Повторное изучение учебного материала по заданному плану или опорным конспектам

Репродуктивный

Неоднократное воспроизведение студентами сообщенных им знаний; формирование у них умений

Постановка варьируемых вопросов на воспроизведение ранее изученных сведений; обобщающая беседа; обзорная лекция. Применение для воспроизведения знаний и умений системы учебно-наглядных пособий и технических средств.

Самостоятельная работа студентов по воспроизведению полученных ранее знаний и первоначальных умений

Неоднократное использование определенного теоретического материала с целью объяснения нового.

Неоднократное узнавание демонстрируемых, изученных ранее объектов, повторное наблюдение за их работой; устное, письменное или графическое описание их.

Решение задач по образцу, воспроизведение опытов и лабораторных работ.

Упражнения в выполнении алгоритмизированных заданий программированного обучения. Упражнения по овладению отдельными приемами умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т. д.). Выполнение практических действий по образцу.

Частично-поисковый или эвристический

Самостоятельное выполнение студентами отдельных шагов и этапов в решении проблем и исследованиях, с постепенным усложнением действий

Проведение эвристической беседы, лекции с применением учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.

Самостоятельная частично-поисковая работа студентов.

Формирование у студентов умений видеть проблему, овладение ими ходом логического рассуждения; привлечение их к доказательству отдельных частей проблемы, предложенной преподавателем, к обсуждению и формированию гипотез, построению выводов.

Привлечение имеющихся у студентов знаний для создания новых представлений и понятий, объяснения поставленных проблем; теоретическое обоснование необходимости тех или иных практических действий. Осуществление частичного самостоятельного поиска: выявление наиболее существенных сторон изучаемого материала, его внутренних и внешних связей, общих закономерностей. Анализ собственной познавательной деятельности. Решение задач и выполнение заданий новыми способами.

Проблемный

Овладение студентами логическими приемами научного доказательства; усвоение ими новых знаний и формирование у них новых способов деятельности путем решения проблемных задач.

Проблемное изложение учебного материала (рассказ, беседа, лекция), воспроизводящее ход научного доказательства; разрешение проблемных ситуаций студентами с помощью преподавателя; создание проблемы преподавателем и самостоятельное решение ее студентами; постановка и решение проблемы студентами.

Использование учебно-наглядных пособий и технических средств обучения как основы для постановки и решения проблемы или ее части.

Использование логических операций (анализ, синтез, сравнение, вычисление, абстрагирование и т. п.) в процессе постановки и решения проблемных задач. Постановка проблем на основе наблюдений за демонстрируемыми объектами, опытами. Использование знаний, полученных при изучении различных предметов.

Прогнозирующие рассуждения до начала решения задач.

Решение задач с излишними и недостающими данными, конструкивно-технических и технологических. Поиск наиболее рациональных приемов и способов решения задач. Самостоятельное составление проблемных задач. Обоснование выводов и следствий из установленных закономерностей.

Исследовательский

Поисковая творческая деятельность студентов по решению новых для них проблем в процессе исследования; овладение этапами исследовательских работ.

Объяснение и инструктаж к исследованию.

Использование специальных инструментов и оборудования в целях наблюдения и обработки данных.

Самостоятельная теоретическая и практическая деятельность студентов; постановка опытов, сбор данных, объяснение и оформление выводов.

Обоснование необходимости проведения исследований.

Определение целей и задач проведения наблюдений или опытов.

Формулирование гипотез. Выбор средств наблюдений. Составление плана наблюдений.

Постановка и проведение опытов. Регистрация свойств и связей изучаемых объектов. Научное объяснение и описание полученных результатов.

Теоретические и практические выводы, отражение их в виде формул, графиков, схем, таблиц, модели изучаемого объекта.

Проверка правильности решения.

Проверка мысленного эксперимента.

доставили мой мобильный телефон vertu . shelk банкетный комплекс . открытие ооо как открыть фирму ооо.