Классификация приемов учебно-познавательной
деятельности студентов
Система приемов учебной работы включает в себя:
- разностороннее рассмотрение предмета или явления, выделение существенных признаков и свойств, основных частей; установление связей между ними; обобщение и обоснование изученного;
- создание схематичного образа изучаемого объекта, явления (рисунок, чертеж, схема, модель и т. п. );
- сравнение ряда изучаемых объектов или их образов, обобщение их свойств и признаков;
- классификация объектов и явлений в различные группы по существенным признакам;
- реальное или мысленное преобразование объектов или их изображений;
- описание закономерностей и теоретическое обоснование изученных фактов, явлений и отношений между ними; создание новых представлений и понятий на основе имеющихся знаний;
- освещение фактов и явлений с точки зрения ведущих теоретических идей, законов;
- установление причинно-следственных связей и отношений;
- применение методов познания, характерных для научных открытий и изобретений.
Приведенная классификация приемов учебно-познавательной деятельности студентов позволяет разработать для них (с учетом содержания учебного материала дисциплины) систему проблемных и творческих вопросов, задач и заданий для самостоятельной работы. Создание систем задач, активизирующих учебный процесс, позволяет разработать конкретные методики преподавания по дисциплинам.
Учебная деятельность студентов - познавательная деятельность, структура которой может быть описана в виде некоторой системы последовательных учебных операций - алгоритма функционирования.