Мыслительные операции.

Профессиональным долгом инженера-педагога является формирование мыслительных способностей студентов. Современный специалист должен плодотворно и творчески мыслить, уметь аргументировать и доказывать, у него должна быть сформирована культура мышления. Мышление - важнейшее свойство человеческого сознания. Одной из причин низкой активности студентов в учении является неумение мыслить, владеть в достаточной мере умственными операциями.

Операция - элемент функционирования какой-либо активной системы.

Анализ - мыслительная операция расчленения сложного объекта на составные части или характеристики. Осуществляется путем выделения в объекте существенных свойств, признаков, связей, отношений.

Анализ - наиболее важная мыслительная операция. Умение анализировать - значит уметь группировать материал на составные части поэтапно: вычленение частей целого, выявление существенных взаимосвязей между отдельными компонентами, осознание принципов организации целого. Для развития мыслительной операции анализа целесообразно предлагать студентам задания с недостающими или избыточными данными. Студент сталкивается с тупиковой ситуацией (при недостатке сведений) или с проблемой (при избытке информации).

Синтез - мысленное объединение отдельных существенных признаков, свойств, связей и т.п. в единое целое. Эта операция противоположна анализу.

Обобщение - получение вывода на основе мысленного объединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предметов и отвлечении от других, несущественных.

Сравнение - мыслительная операция, при которой устанавливаются сходства и различия между объектами. Основанием для сравнения бывают, как правило, существенные признаки сравниваемых объектов.

Классификация - распределение предметов, явлений и понятий по видам, признакам, классам, группам, разрядам в зависимости от их существенных признаков.

Подведение под понятие - отнесение какого-либо объекта к тому или иному понятию по ряду существенных признаков.

Конкретизация - вычленение частных понятий (явлений) на основе существенных признаков какого-либо абстрактного понятия (явления).

Общим элементом всех мыслительных операций являются существенные признаки. Поэтому и процесс формирования мыслительных операций у студентов должен начинаться с выработки умения выделять существенные признаки изучаемых явлений, процессов, объектов. Именно умение выделять главное, существенное - важнейшее качество человеческого ума.

Существенный - наиболее важный, значимый, главный, основной, определяющий, образующий.

При объяснении нового материала, раскрывая сущность процесса, явления, понятия, инженер-педагог должен представить студентам систему признаков изучаемого, выделить существенное и несущественное и сравнить, акцентируя внимание на главном. кованые изделия казань . выкуп автомобилей срочно