Кабинет как компонент учебно-воспитательного процесса.

Целесообразность проектирования учебного кабинета и его отдельных элементов определены требованиями учебного плана и рекомендациями научных исследований.

Представление задач кабинета как компонента учебно-воспитательного процесса создает необходимые предпосылки для разработки каждого предмета в кабинете и требований к его качествам.

При проектировании кабинета должны быть соблюдены следующие принципы дизайна:

Дизайн и эргономика оборудования кабинета.

Важное место в создании специализированного кабинета должны занимать вопросы художественного оформления отдельных интерьеров и всего запланированного комплекса, т.е. вопросы дизайна.

Наряду с художественным дизайном огромное внимание должно уделяться дидактическому дизайну - проектировочной деятельности, имеющей своей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, которая стала бы основой систематизации учебного материала, отражала логику процессов взаимодействия студентов и преподавателя с технологической средой.

Учитывая большое значение созданию оптимальных условий труда участников педагогического процесса, нужно изучить закономерности работы и функциональные возможности преподавателя и студентов в ходе учебного занятия - в трудовом процессе, т.е. заниматься разработкой проблем эргономики.

Техническое и художественное конструирование образуют единый процесс рационального проектирования: техническое проектирование создает предмет в его материальной основе и технической целесообразности, а художественное - наполняет его социальным содержанием и наделяет гуманистическими качествами удобства, гармонии и красоты.

Техническое и художественное конструирование исходят из задач учебного заведения, социальных потребностей в назначении изделий и осуществляются на базе технических, эстетических, эксплуатационных и экономических требований.

Создавая кабинет, нужно ориентироваться на соответствие каждого предмета в нем современным требованиям, добиваться, чтобы оборудование в целом и каждый его элемент имели прогрессивные технические, эксплуатационные и потребительские свойства, высокие показатели надежности, долговечности и вместе с тем обладали технологичностью, отвечали техническим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.

Процесс обучения прямо зависит от его технической (методической, дидактической) оснащенности, по этому создание полноценной многоплановой базы является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса.

В кабинете не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание студентов, излишнего украшательства. Необходимо, чтобы он удовлетворял требованиям производственной эстетики, выглядел строго, но красиво и уютно, чтобы у студентов, занимающихся в нем, создавалось хорошее рабочее настроение. Сущность изучаемой дисциплины должна отражаться соответствующим настенным оформлением и содержанием профессиональной подготовки.

Кабинет должен иметь дидактическую направленность оборудования, методические фонды, дидактические обучающие комплекты, обеспечивающие профессиональную направленность преподавания.

Создание специализированного кабинета является длительным процессом. Главное здесь - обеспечить этапность работы по разным направлениям одновременно.

Кабинет должен быть оформлен и оснащен так, чтобы студенты имели возможность оперативного и постоянного общения с большим количеством дидактических материалов как структурных составляющих сценария конкретного учебного занятия. Это стимулирует интерес к дисциплине, активизирует мыслительную деятельность, развивает самостоятельность и творческое мышление студентов.

В кабинете весьма желателен программированный комплекс (любой конструкции и системы), т.к. с его помощью возможна оперативная обработка выданной студентам информации и без потерь времени установление обратной связи с любым рабочим местом студентов в кабинете. С его помощью осуществляется индивидуальный и фронтальный контроль знаний студентов, организовываются разные формы самостоятельной работы с учебной, специальной литературой, справочниками, стандартами.

Оборудование кабинета, имеющее дидактическую направленность, органически дополняется методическим фондом - тематическими стендами узловых тем программного материала.

Процесс создания каждого элемента, входящего в комплекс кабинета, проходит следующие этапы:

1 этап - разработка проектного задания;

2 этап - разработка технического проекта, которая включает изучение потребности изделия, выбор оптимального варианта конструкции, компоновки, интерьера, выбор отделочных материалов;

3 этап - обоснование принятых решений с учетом требований педагогики, дидактики, эргономики, дизайна, технологии и экономики;

4 этап - рабочее проектирование - детальная разработка рабочих чертежей изделий и отдельных элементов;

5 этап - изготовление и испытание всех элементов кабинетного комплекса.

При проектировании необходимо учесть круг проблем оптимизации уровня технической оснащенности учебного процесса, характера и последовательности действий, выполняемых его участниками, организации рабочих мест преподавателя и студентов, режима труда и отдыха, освещенности рабочих мест, эстетическое оформление интерьеров кабинета.

Процессы конструирования и компоновки элементов кабинета проходят такие этапы:

  1. Выбор оптимальных рабочих поз преподавателя и студентов;
  2. Выбор зон размещения конструируемого элемента;
  3. Поиск рациональной схемы компоновки элемента в системе оборудования кабинета или его компонентов;
  4. Конструктивное решение каждого отдельного устройства, органа управления как органического звена в оптимизированной единой системе кабинета.

Практика проектирования специализированных кабинетов показана целесообразность объединения органов управления пульта преподавателя в отдельные группы по функциональному признаку и применение разных типов кнопок, включателей, тумблеров. Размещать нужно их так, чтобы при программированном обучении во время регистрации ответов студентов преподаватель мог сидя пользоваться органами управления, размещенными в зоне, удобной для пользования, в радиусе предплечья левой руки, опирающейся на локтевой сустав, а при управлении механизмами кабинета - в радиусе предплечья правой руки. Это дает преподавателю возможность осуществлять основные функции управления учебным процессом, не меняя позы.

При компоновке пультов преподавателя и студентов необходимо ущитывать:

  1. Какие ограничения налагаются техническим заданием, местом расположения этих пультов в кабинете и на столах участников учебного процесса;
  2. Какие зрительные указатели необходимы и каковы должны быть их оптимальные размеры;
  3. Какие органы управления необходимы и каковы могут быть их допустимые в данных конкретных условиях размеры, габариты, формы;
  4. Какие ожидаются условия работы при разных типах занятий и их этапов, каковы предполагаемые условия эксплуатации кабинета.

Автоматизированный центральный пульт управления всеми ТСО, располагающийся на рабочем месте преподавателя, позволяет использовать на занятиях имеющиеся в кабинете диафильмы, кинофильмы, слайды, кодограммы, обеспечивает быструю смену средств наглядности, позволяет сэкономить учебное время, незаметно переходить от одного метода обучения к другому. Система управления обеспечивает органическое единство включаемых в учебный процесс всех средств обучения с минимальными затратами времени на их смену.

Все учебно-наглядные пособия нужно систематизировать и хранить в специальных секционных шкафах, а плакаты - в плакатницах. Каждая группа наглядных пособий должна находиться в определенной секции, которые располагаются в порядке программного материала дисциплины. На имеющиеся кино- и диафильмы составляют каталоги. Каждый фильм должен находиться строго в своем месте секционного методического шкафа препараторской, тогда время на их поиск не требуется.

Преподаватель должен иметь под рукой все, что необходимо для подготовки очередного занятия: учебные программы, учебники, методические пособия, задачники, стандарты, справочники, журналы, специальную и научную литературу. Таким образом, учебный кабинет должен обеспечить максимальную экономию времени, связанную с затратами на подготовку к занятию. В кабинете все должно иметь свое место. Все пособия систематизированы, рационально размещены, скомплектованы по служебному назначению, функциональным признакам.

Рациональная организация рабочих мест студентов:

  1. Способствует качественному проведению занятия;
  2. Эффективному использованию учебного времени;
  3. Предполагает обеспечение их раздаточным материалом, учебной и справочной литературой, шаблонами для быстрого и качественного выполнения чертежей, эскизов, графиков;
  4. Оборудование учебных мест электропитанием.

Все предметы должны быть скомпонованы для эффективного достижения единой цели - упорядоченного интенсивного умственного труда, управляемого преподавателем.

Все столы жестко закреплены в одной плоскости ровными рядами, на стенах - никаких отвлекающих предметов, плакатов, электрические светильники не попадают в зону видимости при восприятии студентам информации с доски, экранов, демонстрационного столика. Кроме того, рабочие места студентов должны отвечать психофизиологическим и санитарно-гигиеническим требованиям.

При конструировании кабинета обязательно должна решаться задача колоритической гаммы интерьера, обеспечивающей совокупность цветовых восприятий, наиболее благоприятных для психофизиологического состояния и интенсивной интеллектуальной деятельности участников учебного процесса. Блеск на поверхностях отделочных материалов недопустим. Должно быть избрано контрастное содержание хроматических и ахроматических, теплых и холодных цветов. Основным цветом рекомендуется избрать светлый тон текстуры дерева, стимулирующий, по данным психофизиологических исследований, умственную деятельность. Фон классной доски - темно - зеленый, матовый.

Экономия учебного времени должна быть обеспечена за счет сокращения движений преподавателя, интенсификации информационных операций, безотказности и надежности работы всех устройств. Этому должна быть подчинена структура разработки всех узлов и деталей комплекса оборудования, который можно назвать “Комбайном НОТ преподавателя”.

Целесообразность использования статических и динамических экранных учебных наглядных пособий сегодня в доказательстве уже не нуждается. Богатейший опыт педагогов, многочисленные исследования подтверждают важность экранизации занятий для повышения эффективности учебного процесса.

Проекционный комплекс современного специализированного кабинета включает в себя: препараторскую для диапроекторов типа “ЛЭТИ”, кадропроектора типа “Протон“, кинопроектора “Украина”, графопроектора “Полилюкс”, видеоаппаратуры; механизмов автоматического зашторивания окон в кабинете и препараторской, механизма подъема и опускания классной доски, большого экрана “Дневное кино”, малого опускающегося экрана, диа- и фильмотеки.

Программированный комплекс кабинета включает в себя: пульты на рабочих местах студентов, центральный пульт преподавателя, позволяющий координировать деятельность студентов на ряде этапов занятия, табло результатов деятельности студентов, справочно-информационный блок.

Оптимизация условий внешней среды.

Учебный кабинет должен способствовать обеспечению высокой работоспособности студентов и преподавателя в течение длительного времени, сохранению их здоровья, улучшению показателей учебно-воспитательного процесса.

Слагаемые благоприятных условий педагогического труда: психофизиологические, материально-технические, санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. Каждое звено имеет сложную структуру.

Психофизиологические условия труда предполагают создание такого психологического микроклимата, который бы позволял педагогическому коллективу и каждому преподавателю расти и совершенствоваться, устранял бы отрицательные и порождал положительные эмоции. Сюда же следует отнести и вопросы, связанные с определением работоспособности преподавателей и студентов.

Материально-технические условия труда предполагают наличие нормальных помещений для работы, необходимого оборудования и технических средств, систематичности их обновления и пополнения.

Санитарно-гигиенические условия труда - это благоприятный микроклимат и гигиеническая оценка режима труда и отдыха.

Приведем некоторые оптимальные нормы санитарно-гигиенических условий, которые необходимо поддерживать в учебных кабинетах:

температура воздуха, ° С _____________________ 16 - 18

влажность воздуха, % ________________________ 30 - 40

движение воздуха, м/сек _____________________ 0,1 - 0,3

освещение, люкс __________________________ 800 - 1200

Эстетические условия труда включают большой комплекс вопросов. Мы же коснемся тех условий, которые создают эстетически цельное и благоприятное для труда преподавателя и студентов состояние: эстетика форм и размеров элементов помещения и оборудования, окраска отдельных элементов кабинета, устройство интерьеров, художественное оформление кабинета, красивая функциональная музыка. Прав был А.С. Макаренко, когда говорил, что эстетика костюма, оборудования и комнаты имеют такое же важное значение, как и эстетика поведения.

Гигиена учебного помещения

Учебная и трудовая деятельность студентов плодотворно протекают при благоприятных микроклиматических условиях и световом режиме учебного кабинета, правильном подборе и расстановке мебели. Обилие чистого воздуха, красивая внутренняя отделка интерьеров кабинета, современная учебная мебель создают положительный эмоциональный настрой, способствуют сохранению высокой работоспособности и развитию гигиенических навыков у студентов.

Состав воздуха (химический, физический, бактериальный) в течение учебного дня претерпевает значительные изменения. Возрастает концентрация углекислоты в воздухе (норма 0,07 - 0,1%), что приводит к быстрой утомляемости и снижению работоспособности.

Температура воздуха в кабинетах через 3 - 4 часа учебных занятий повышается на 4° С, а к концу дня на 5 - 6° С. Известно, что повышение температуры и влажности окружающего воздуха резко снижают теплоотдачу, обусловливая плохое тепловое самочувствие студентов и способствуя быстрой их утомляемости. В организации правильного воздушного режима кабинетов важная роль принадлежит аэрации (проветриванию), которая проводится естественной или искусственной вентиляцией в те часы, когда кабинет свободен от учебных занятий - до их начала, во время больших перерывов между учебными занятиями.

Оптимальный уровень освещенности кабинета создает у студентов положительный эмоциональный тонус, повышенную общую и зрительную работоспособность. Однако яркие солнечные дни могут создаваться яркие блики на рабочих местах, на классной доске, что вызывает слепимость и снижает зрительные функции, нарушает тепловой комфорт. Поскольку учебный процесс сопряжен с большим зрительным напряжением необходимо создавать оптимальную освещенность учебного кабинета.

Для уменьшения статического напряжения студентов в процессе учебных занятий большое значение имеют правильно организованный учебный режим, рациональная конструкция учебной мебели, которая должна быть удобной и обеспечивать правильную рабочую позу при всех видах учебной работы. Правильная посадка студентов возможна только в том случае, если мебель соответствует их росту и пропорциям тела. Студент должен глубоко сидеть на стуле, корпус слегка наклонить вперед, ноги согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни должны опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе, при такой позе обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения, создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Антропометрические данные о зонах досягаемости.

При конструировании методических шкафов преподаватель должен руководствоваться данными (для рук человека в вертикальной плоскости):

нижняя неудобная зона ____________________ 0 - 500 мм;

нижняя менее удобная зона _____________ 500 - 1000 мм;

удобная зона _________________________ 1000 - 1600 мм;

верхняя менее удобная зона ____________ 1600 - 1800 мм;

верхняя неудобная зона _______________ 1800 - 2500 мм.

Эти зоны позволяют определить, на какой высоте от пола должны находиться различные наглядные пособия. Те пособия, которые часто используются на занятиях, должны располагаться в наиболее удобных зонах. Редко используемые и тяжелые пособия следует располагать в нижних отделах шкафа. В верхних можно хранить редко используемые и легкие по массе средства обучения, чертежи.

Классная доска. При ее монтаже следует руководствоваться рекомендациями: нижняя ее кромка должна находиться в пределах 850 - 900 мм, а верхняя не выше 2000 мм от уровня пола или подиума.

Правильно установленная и надежно закрепленная на передней стене кабинета она не будет создавать неудобств для студента малого или высокого роста, вызванного для работы на ней.