Индивидуальные методические папки студентов
как средство развития познавательной активности
студентов в учебном процессе

Перед профессионально-педагогическими учебными заведениями стоит задача развития познавательной активности студентов. Это влечет необходимость пересмотра ряда методов, форм и методических приемов при проектировании процесса обучения, для которого исходными позициями являются цели и содержание обучения.

В соответствии с поставленной задачей создается:

1. Паспорт учебного кабинета (дисциплин), в котором учтен весь материал, необходимый для материально-технического и методического оснащения каждого учебного занятия;

2. Предпосылка для подготовки системы дидактических средств, необходимых для совершенствования проводимых (проектируемых) занятий;

3. Необходимость комплексного планирования учебного процесса, проектирования отдельных занятий и системы в целом потребовало разработки перспективно-тематического плана учебных занятий;

4. Предпосылка для разработки системы методических средств, необходимых для эффективной организации и проведения процесса обучения;

5. Стройная система работы с раздаточным материалом, которая ведет студентов от одного элемента учебного материала к другому, способствуя при этом сохранению целостности, ритмичности и стройности учебного занятия. Т.е. все материалы, используемые на конкретном занятии объединены в одно логическое целое.

Индивидуальная методическая папка студента содержит материалы:

1. Лист ориентации занятия (план урока для студента), в котором указываются:

2. Карточки-задания на устное и письменное повторение ранее изученного материала;

3. Схемы-плакаты индивидуального пользования при актуализации знаний, изучении нового материала, повторении и закреплении;

4. Карточки-задания группового, вариантного и индивидуального закрепления пройденного программного материала;

5. Билеты программированного контроля знаний студентов (машинный и безмашинный варианты);

6. Задания поисково-творческие, выполняемые частично на занятии, частично - в порядке домашнего задания;

7. Чертежи, схемы, рисунки, шаблоны, другие материалы.

Названные материалы пронумерованы и расположены в последовательности, соответствующей плану проведения занятия.

 

К каждому занятию готовятся два набора средств обучения:

для демонстрации перед учебной группой

для демонстрации на рабочих местах студентов

1. Действующая технологическая оснастка, конструкции инструментов, действующие модели.

2. Плакаты, изготовленные в ходе технического творчества (увеличенный масштаб в сравнении с типографскими).

1. Индивидуальная методическая папка студента.

2. Натуральные образцы инструментов, приспособлений, механизмов, моделей, динамических объемных наглядных пособий.

Названные пособия должны использоваться в логической последовательности, содержанием своим дополняя друг друга и обеспечивая студентам быстрое и качественное усвоение программного материала.

Процесс демонстрации построен так, что потери времени на смену дидактических средств сведены к минимуму, или полностью отсутствуют. Это достигается за счет организации рабочих мест каждого студента, рабочего места преподавателя и системы эффективных пультов управления техническими средствами обучения.

В помощь преподавателям выпущено большое число разных методик, разработок по подготовке и проведению занятий, но совершенно не издавались материалы, помогающие студентам наиболее коротким путем усваивать и прочно закреплять в ходе самостоятельной работы материал занятия. Индивидуальные методические папки оказывают студентам значительную помощь. Работа с такими папками повышает интерес и ответственность каждого студента за свою работу на занятии, способствует проведению занятий на высоком организационном и методическом уровнях, что обеспечивает активную познавательную деятельность каждого студента на занятии.

Технология работы с индивидуальной методической папкой студента

С первых минут занятия рассматриваемый обучающий комплект дает установку студенту на активную работу. Преподаватель оформляет журнал, а студенты в это время знакомятся с планом занятия - листом ориентации, записывают в конспект тему занятия, изучаемые вопросы, рекомендуемую литературу, осмысливают поставленные учебно-воспитательные цели. В зависимости от характера изучаемого программного материала занятие может иметь разное начало: например, актуализация основных вопросов с целью вовлечения всего коллектива группы в активную работу в форме развернутой беседы, в атмосфере проблемных ситуаций, экспресс-повторения и т.п.

Возможно решение одной (на всю группу) или нескольких (четыре, допустим, варианта) задач разного характера с последующим анализом результатов этой работы и выставлением оценок.

В случае, когда планируется повторение пройденного материала, организуются разные формы контроля знаний студентов. Преподаватель должен так организовать этот фрагмент занятия, чтобы студенты, не занятые при опросе, были задействованы решением разных заданий: практических, программированных, проблемных, творческо-поисковых. Вся группа находится в работе - перед каждым поставлена задача. Имеется возможность выставления большого количества оценок, а наиболее активным студентам - две и более в течение одного занятия. Работая охотно с индивидуальными схемами - плакатами, комплектами разноплановых карточек-заданий, большим количеством иллюстративного материала, студенты видят возможность проверить свои практические знания и умения, применить теоретические положения, органически связать теорию с практикой.

Интенсивному изложению программного материала способствует системно и логически выстроенный в папке комплект средств обучения, позволяющий внести в процесс познания принципы дидактики: доступность обучения, максимальная наглядность (ни одного вопроса без наглядности!), оперативная обратная связь, индивидуализация процесса обучения.

Фрагмент занятия-закрепления можно проводить по схеме:

Выводы. Системное представление программного материала позволяет наметить формы и методы усвоения этого материала. Создана цепочка (система) взаимосвязанных структурных элементов занятия, позволяющая формировать высокие конечные результаты обучения - системные знания, развитое техническое и профессиональное мышление.

Индивидуальные папки

Наименование
дидактического материала

Разработано

Оформлено

Кол-во

листов

Отпечатано

Размножено

План занятия

 

 

 

 

 

Лист ориентации занятия

 

 

 

 

 

Плакаты

 

 

 

 

 

Индивидуальные схемы- плакаты

 

 

 

 

 

Модели

 

 

 

 

 

Слайды

образцы деталей

Кодограммы

 

 

 

 

 

Диафильм

 

 

 

 

 

Кинофильм

 

 

 

 

 

Карточки-задания №1, 2

(объяснение)

 

 

 

 

 

Карточки-задания “А”

(закрепление групповое)

 

 

 

 

 

Карточки-задания “Б”

(закрепление по вариантам- 4 задачи)

 

 

 

 

 

Карточки-задания “В”

(закрепление индивидуальное)

 

 

 

 

 

Карточки-задания “Г”

(задание на дом)

 

 

 

 

 

Карточки индивидуального контроля знаний

 

 

 

 

 

Карточки- задания “Д” МПО

 

 

 

 

 

Карточки- задания “Е” БМПО (30х4- практический материал)

 

 

 

 

 

Карточки- задания “Ж”

(самостоятельная работа студентов на занятии - 4 задачи)

 

 

 

 

 

МПО - машинный программированный опрос.

БМПО - безмашинный программированный опрос. большой выбор продукции: грунтовка РіС„-031 эмаль, краски - консультация покупателям . Отправьте заявку РЅР° онлайн-оценку авто, романтическая фотосессия.