Схема и последовательность моделирования
педагогической системы

  1. определяются и подробно описываются цели функционирования педагогической системы, которая будет воссоздаваться с помощью учебника;
  2. выполняется описание содержания обучения с учетом общедидактических требований: последовательности, научности, доступности, наглядности, прочности. В содержании обучения отражается та необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу (свойства, правила, принципы, алгоритмы, методы, особенности) усваиваемой студентами деятельности. Отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения;
  3. выбор и разработка дидактических процессов (этап состоит в подборе и задании вполне определенной системы познавательных действий студентом и обеспечении управления этой деятельностью, гарантирующей заданные цели обучения);
  4. разграничение организационных форм обучения (те внешние условия, в которых организуется и протекает познавательная деятельность студента - в аудитории, в мастерских, лаборатории, дома, очно и т.д.).

Педагогический процесс - объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию студентов и педагогов в их непосредственном взаимодействии (конференции, олимпиады, заседания, смотры, педагогические чтения, занятия, беседы и т.д.).

Педагогический процесс проектируется в определенной форме его организации или комплексе форм. Так, каждое занятие, имеет цель, реализует определенные принципы, имеет содержание, методы и средства их воплощения. Задача инженера-педагога - выбрать необходимые компоненты из всего педагогического арсенала и обеспечить их логическую взаимосвязь. Любая организационная форма имеет структуры: методическую, педагогическую, психологическую. Они многогранны, накладываются друг на друга, не существуют сами по себе, влияют друг на друга. Через единство структур создается технология воспитания и обучения.

При проектировании создаются предположительные варианты предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов.

Прогностика - теория и практика прогнозирования. Прогноз - это предвидение, предсказание, основанное на определенных данных, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем. Прогнозирование - разработка прогноза, одна из форм конкретизации научного предвидения. Оно находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением.

Проектирование педагогического процесса - создание развивающих процессов, удаление мешающих или негативных факторов, создание им противодействующих.

Проект учебного процесса - многошаговое планирование: от программирования шаговой учебной процедуры в обучающей программе до создания оптимальной педагогической системы.

Профессиональное педагогическое проектирование - стремление инженера-педагога организовать для своих студентов такую среду обучения и внеучебной деятельности, в которой они полнее раскрывали бы свой внутренний мир, были бы свободны, достигали успеха, чувствовали себя комфортно. Проектирование призвано приблизить педагогический процесс к реальным условиям будущей профессиональной деятельности студентов. Происходит адаптация студентов к производству и профессиональному труду.

Посредством проектирования создается педагогическая технология, обеспечивающая развитие участников педагогического процесса.