Этапы занятия и педагогические приемы

Этот сложный и объемный раздел плана включает в себя:

Что повторить на занятии. Здесь в соответствии с логикой программного материала преподаватель формулирует вопросы, требующие повторения, способствующие углублению и расширению изучаемых понятий, явлений, процессов и законов. Исходя из существующих рекомендаций разных методик опроса предлагаем "Ведомость учета знаний студентов". С учетом степени сложности программного материала, оснащенности его дидактическими средствами, уровня развития студентов и с целью требований развития устной и письменной речи, владения терминологией и формирования технического мышления очень важно использовать в педагогической практике как можно более разнообразных приемов контроля разных уровней знаний студентов.

Сказанное во многом определяется творческим потенциалом преподавателя.

Актуализация. Определяя опорные знания, преподаватель указывает, какие ранее изученные понятия надо активизировать в сознании студентов, устанавливает связь с прошлым занятием, с информационным материалом, знание которого поможет изучению нового материала. Преподаватель планирует фронтальную (устную или письменную) самостоятельную работу студентов, намечает способы и средства индивидуализации с целью углубления ранее изученных понятий у всей группы и отдельных студентов. Считаем необходимым здесь продумать способы возбуждения интереса студентов к теме, разделу, создания эмоционального настроя группы. И, разумеется, преподаватель намечает форму контроля за ходом работы группы, конкретных студентов для оценки их знаний.

Для построения учебно-воспитательного процесса необходимо спланировать содержание деятельности педагога и студентов по достижению требуемых целей обучения. Сказанное можно представить таблицей.

Структурный элемент занятия

содержание деятельности

преподавателя

студента

1. Начальный дидактический момент.

Формулирование названия темы, целей; мотивация студентов; контроль домашних заданий; ориентировка на предстоящую работу.

Выработка отношения к теме, целям, уяснение их значения, актуализация опорных материалов, осознание предстоящей деятельности.

2. Объяснение в рамках готового знания.

Системное сообщение готового знания в развернутом и обобщенном виде; оформление изучаемого материала в виде опорного конспекта; выдача готового задания.

Прослеживание логики изложения и осознание ключевых положений; формирование опорного конспекта; ознакомление с содержанием готового конспекта.

3. Проблемное объяснение знания.

Создание ситуации неопределенности и управление поиском ее решения путем новых вопросов, подсказок.

Осознание проблемной ситуации и выделение противоречия; осуществление поискового этапа и принятие решения по разрешению противоречия.

4. Отработка учебного материала.

Сообщение домашнего задания; поэтапное формирование требуемых умений; отработка их в деятельности.

Заучивание и повторение материала; многократное решение задач; самостоятельный поиск нового знания; решение задач по отработке конечных целей обучения.

5. Обобщение и укрепление знаний.

Объяснение сущности обобщения и укрупнения знаний, раскрытие технологий этих процедур.

Уяснение сущности обобщения и укрепления знаний, решение задач на систематизацию нового знания; нахождение и установление связей между изучаемыми понятиями.

 

6. Контроль исходного

уровня знаний.

Разработка тестов-задач с эталонами и процедуры оценки знаний; выявление реального уровня знаний, предметных и общепознавательных умений студентов, разработка индивидуальных заданий по ликвидации выявленных пробелов.

Решение задач-тестов путем актуализации новых знаний предыдущих тем; ликвидация выявленных пробелов в знаниях и умениях.

7. Текущий контроль знаний и умений.

Организация проверки понимания порции учебного материала путем выдачи задач на узнавание и расчет с выборочным или конструируемым ответом, оценивание результатов решения задач.

Решение предъявленной системы расчетных задач и задач на распознавание с выделением существенных признаков и свойств, анализ допущенных ошибок, уяснение обнаруженного пробела знаний и его ликвидация.

8. Итоговый тематический контроль.

Предъявление системы итоговых знаний, организация атмосферы сотрудничества, формирование навыков самоконтроля за результатами работы; принятие решения о достижении целей обучения и разработка задач по коррекции знаний.

Анализ предъявленной учебной ситуации и решение итоговых заданий в индивидуальной и совместной деятельности; сопоставление хода и результатов решения с эталоном; вывод оценочного суждения по методу и результату решения.

9. Коррекция содержания и способов деятельности.

Установление рассогласования между целями обучения и полученными результатами, разработка системы мер по устранению факторов, влияющих на выявленные затруднения.

Формирование в процессе анкетного опроса самооценки причин возникших затруднений по основным аспектам учебной деятельности.