Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой. Это концентрированное выражение педагогического процесса и педагогической системы в их временном пространстве. Значение педагогических ситуаций огромно. Они концентрируют в себе все достоинства и недостатки педагогического процесса и педагогической системы в целом. Они играют значительную роль в формировании опыта педагогической деятельности. Любой педагог должен иметь свой "архив" ситуаций, записанных на карточках, в дневнике. Этот архив бережно хранится всю жизнь, он составляет профессиональное богатство любого педагога.

Сущность любой педагогической ситуации заключается в наличии в ней противоречия, его развития и разрешения. Поэтому любая ситуация по сути проблемная. Педагогическая ситуация всегда конкретна, может предварительно проектироваться или возникать стихийно в процессе проведения занятия, экзамена, экскурсии.

Классификация педагогических ситуаций:

  1. по месту возникновения и протекания (на уроке, вне, на улице, дома, в общежитии, в мастерских и т.д.);
  2. по степени проективности (преднамеренно созданные, естественные, стихийные, спроектированные);
  3. по степени оригинальности (стандартные, нестандартные, оригинальные);
  4. по степени управляемости (жестко заданные, неуправляемые, управляемые);
  5. по участникам (студент-студент, студент-преподаватель и т. д.);
  6. по заложенным противоречиям (конфликтные, бесконфликтные, критические);
  7. по содержанию (учебные, создаваемые в целях обучения): проблемные, политехнические, производственно-технические.

Большинство ситуаций носит коммуникабельный характер (ситуации общения).

  1. по характеру (дисциплинарные, междисциплинарные, общенаучные).

Проблемная ситуация - ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия.

Способы создания проблемных ситуаций: побуждение студентов к теоретическому объяснению явлений, фактов; широкое использование жизненных ситуаций и прошлого опыта студентов; поиск условий использования результата выполнения проблемного задания; побуждение к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и другим мыслительным операциям; выдвижение предположений; знакомство с фактами, якобы необъяснимыми и т. д. На всем этом строится технология обучения.

Этапы работы с проблемными ситуациями:

  1. поиск или постановка проблемы;
  2. ее восприятие студентами;
  3. анализ для выявления противоречия;
  4. анализ для выявления знания или незнания;
  5. выдвижение гипотезы как предположительного решения;
  6. решение как проверка гипотезы;
  7. перепроверка правильности полученного результата.

Технология развивающего обучения предусматривает включение проблемных ситуаций в урок, в каждый момент его протекания: проблемная ситуация может предшествовать объяснению нового материала, входить в него, заключать его, входить в опрос, домашнее задание, закрепление, контроль. Отсюда и названия: проблемное изложение, проблемный контроль, проблемный опрос.

Политехнические ситуации строятся на политехнических знаниях и умениях. Они всегда связаны с техникой, технологией, трудовыми процессами и выражают отношение студентов ко всему перечисленному. Политехнические знания охватывают социальные, технические, технологические, экономические аспекты. Политехнические ситуации возникают, как правило, при выявлении противоречий отдельных сторон техники и технологии, при раскрытии научных и конструкторских основ различных объектов производства. Политехнические ситуации обладают высокой информативностью. Они способны повысить активность студентов в освоении профессии.

Производственно-технические ситуации - способствуют профессиональному становлению будущих специалистов. Они схожи с политехническими ситуациями, но разница заключается в том, что они возникают непосредственно в процессе труда из его конкретных проблем. В каждой такой ситуации представлены и технический объект, и познающий его студент, и руководитель-педагог, в ней есть и фактор новизны. Они имитируют динамическую систему взаимодействия специалиста с техническим объектом. Главное назначение этих ситуаций в учебном процессе - формировать у студентов политехническую ориентацию.

Проектирование педагогических ситуаций - процесс "подгонки" педагогического процесса под конкретных людей, оперативного учета реальной обстановки в ее мельчайших звеньях. Ситуация - это фрагмент действий педагога и студентов в определенных условиях.

Это ситуация затруднения, познавательная конфликтная ситуация. Она активизирует учебную деятельность, повышает познавательную активность студентов, интерес к обучению.

Проблемность в обучении - самое главное, что помогает поднять качество обучения, пробудить интерес у студентов, улучшить понимание ими материала, облегчить его запоминание.

Типы проблемных ситуаций:

1 тип - студенты не знают способа решения задачи (задания), не могут ответить на проблемный вопрос - нет знаний. Это ситуации, построенные на незнании или недостаточности знаний у студентов для объяснения нового факта;

2 тип - студенты поставлены в новые условия решения задачи (задания, вопроса), а располагают лишь старыми знаниями, т.е. ситуации, в которых ранее полученные знания применяются в новых условиях;

3 тип - у студентов возникают противоречия между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

4 тип - у студентов возникают противоречия между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием знаний для его теоретического обоснования.

При разрешении педагогических вопросов, задач, заданий у студентов непременно возникает состояние интеллектуального затруднения. Препятствие для хода мысли - это и есть проблемная ситуация. (Махмутов М.И. Организация проблемного изучения в школе. М., 1977. С. 94-96)/

Проектирование ситуаций - осуществляется мысленно, в виде методических карточек обеспечения занятия, в форме конспекта занятия поэтапно:

I этап - актуализация знаний. Сюда включаются ситуации, полностью базирующиеся на ранее усвоенном материале, формирующие новые понятия, обобщенные выводы и суждения. На первом этапе ставится проблема и анализируются условия ее разрешения.

II этап- формирование новых понятий и способов действия (включаются любые ситуации). На втором - отыскиваются источники и способы разрешения проблемы, происходит ее разрешение.

III этап - формирование умений и навыков, т.е. этап применения знаний (ситуации обобщения знаний, обобщения способов взаимодействия с техническими объектами). На третьем этапе получается результат и проводится анализ правильности разрешения проблемы.

Проектируя ситуацию, нужно определить место, время, способ создания педагогической ситуации, установить участников взаимодействия, сформулировать противоречия и проблему. Постановка и решение проблемы сливается в один процесс.

При проектировании педагогических ситуаций нужен системный подход. Создавать следует не отдельную ситуацию, а комплексы ситуаций, в работе применять системы педагогических ситуаций.

Главные правила создания педагогических ситуаций:

- не навредите студенту, не провоцируйте проявление негативных качеств личности, отношений;

- создавайте позитивные, стимулирующие воспитательные отношения с ориентацией на студента;

- не проектируйте жестко каждый шаг, мысли, чувства студентов и оставляйте "закрытые зоны", предоставляя студенту самому решать часть проблем, оставляя за ним право на самостоятельность.

Далеко не все ситуации можно и нужно проектировать. В педагогическом процессе всегда должно быть место для импровизации. Педагогическая импровизация - интуитивно-логический процесс создания и исполнения педагогически значимых элементов творческой деятельности.

Проектирование индивидуальных педагогических систем.

Наличие индивидуального стиля педагогической деятельности инженера-педагога - признак сформировавшейся личности. Формирование индивидуальной педагогической системы деятельности инженера-педагога происходит как поисковая деятельность. В ней реализуются его способности и возможности. Стиль деятельности педагога является основой для зарождения индивидуальной педагогической системы.

Индивидуальная педагогическая система - вся совокупность деятельности инженера-педагога и студентов, построенная на наиболее полном использовании возможностей их личностей, дающая устойчивый эффект, способная к воспроизводству в других условиях и другими педагогами.

Педагог всегда ощущает недостаток средств для своей профессиональной деятельности. Многие из них пробуют изучать опыт коллег, применять ту или иную педагогическую технологию. Но это не всегда удается, т.к. не всякий чужой опыт срастается с личными возможностями педагога. Несмотря на это, опыт педагогов-новаторов весьма поучителен, хотя бы тем, что является примером зарождения и развития индивидуальных педагогических систем в условиях единообразия практической педагогики.